Бизнес нуждается в гарантиях, что накопленный годами НДС будет ему возвращен государством.
Действующие правила расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика не позволяют провести справедливую оценку налоговой нагрузки на предприятия горно-металлургического комплекса, поскольку не учитывают целый ряд существующих обязательных платежей недропользователей, сообщает Аtameken.info.
Такое мнение высказал заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов
«Мы поддерживаем инициативу по разработке Единого кодекса государственных доходов. Но нужно учитывать, что сейчас горно-металлургическая отрасль и вся экономика находятся в крайней тяжелом положении. Нашу обеспокоенность вызывает возможность повышения как прямой, так и косвенной налоговой нагрузки на недропользователей, добывающих твердые полезные ископаемые, в период неблагоприятной рыночной конъюнктуры», - говорит Максим Кононов.
Из предлагаемых нововведений АГМП однозначно поддерживает отмену бонуса коммерческого обнаружения, поскольку, как определяют в финансово-экономическом блоке правительства, этот платеж является «платой за успех».
К тому же концепция разрабатываемого в настоящее время Кодекса «О недрах и недропользовании» не предполагает введение какого-либо заменяющего сбора для недропользователей вместо этого платежа.
«Мы считаем, что нужно предельно аккуратно реформировать механизм НДС. В целом мы приветствуем предложение МНЭ РК о необходимости совершенствования администрирования НДС и готовы к дальнейшему обсуждению возможных путей решения этой задачи.
Что касается предложений относительно введения налога с продаж, то, на наш взгляд, для того, чтобы рассматривать его в качестве альтернативы НДС, при условии не повышения налоговой и финансовой нагрузки на предприятия, необходимо изменение некоторых принципиальных подходов к его взиманию.
К примеру, мы хотели бы предложить рассмотреть возможность возврата налога с продаж экспортерам, в случае его введения. Вообще, согласно предварительным расчетам о возможном влиянии налога с продаж на экономику предприятий, нами было установлено, что данный налог, в том виде, в котором он был представлен в проекте Концепции, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки и снижению рентабельности предприятий. Отсутствие механизма зачета и невозврат налога с продаж при экспорте будут способствовать существенному удорожанию себестоимости производимой продукции, а, следовательно, потере конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке», - полагает Максим Кононов.
Кроме того, по его мнению, бизнес нуждается в гарантиях, что накопленный годами НДС будет ему возвращен государством. Кроме того, практически все участники отрасли едины во мнении, что в случае введения налога с продаж он должен возвращаться экспортерам. Еще один повод для беспокойства - возврат дебетового сальдо по НДС.
«По вопросу накопленного дебетового сальдо по НДС проектом Концепции предлагается предоставить право отнести на вычеты по КПН суммы превышения НДС, не связанные с экспортом, а также провести списание сумм превышения НДС по снятым более 5 лет назад с учета по НДС налогоплательщикам. Эта поправка вызывает особую озабоченность компаний ГМК. Здесь мы хотели бы, чтобы в проекте Концепции было внесено уточнение, что суммы превышения НДС, сложившиеся в том числе до начала экспорта, включая накопленный в период подготовки месторождения к добыче и строительства перерабатывающих мощностей, возвращаются налогоплательщику в полном объеме.
Кроме того, мы считаем необходимым внести более точную формулировку реформы, предусматривающей списание каких-либо сумм налога. Такая реформа не должна касаться списания сумм превышения НДС у недропользователей, ... которого были сняты с учета более 5 лет»,- считает представитель АГМП.
Максим Кононов полагает, что еще могут материализоваться риски переноса нагрузки отменяемых налогов на другие инструменты налогообложения.
К примеру, отмена налога на сверхприбыль может привести к увеличению НДПИ и перевода части нагрузки на налог с продаж. Он напомнил, что при изучении возможности введения налога на сверхприбыль с 2009 года, он не рассматривался в качестве механизма дополнительной финансовой нагрузки на недропользователя. Механизм был призван стимулировать предприятия к производству продукции более высоких переделов и обеспечить справедливый баланс между недропользователями и государством при различной конъюнктуре цен.
Перенос налоговой нагрузки по налогу на сверхприбыль в условиях, когда в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, из 150 предприятий горно-металлургического комплекса только семь его уплачивают, может привести к увеличению совокупной налоговой нагрузки на отрасль. Поэтому мы считаем, что налог на сверхприбыль следует отменять без привязки к каким-либо дополнительным условиям об увеличении налоговой нагрузки по другим налогам.
«По социальному налогу мы поддерживаем предложение по исключению взаимозависимости исчисления социального налога и социальных отчислений. Однако рассчитываем на включение в проект Концепции ранее рассмотренный вариант поэтапного уменьшения ставки и полной отмены налога в 2020 году в зависимости от увеличения ставки отчислений в фонд социального медицинского страхования. Это продиктовано тем, что суммарный размер ставок отчислений работодателя в Фонд социального страхования и Фонд социального медицинского страхования составит 10 % от фонда оплаты труда.
К этому еще добавится введение с 2018 года обязательных пенсионных взносов на работодателей в размере 5% и расширение налоговой базы путем включения в нее выплат физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Такое повышение финансовой нагрузки непомерно», - полагает Максим Кононов.
АГМП не возражает против переноса нагрузки по налогу на транспортные средства на акциз. При этом, по мнению Максима Кононова, необходимо взвешенно и справедливо подойти к вопросу увеличения ставок акциза. Говоря о справедливом подходе, необходимо учитывать, что в случае отмены налога на транспортные средства нельзя говорить о снижении среднеотраслевой налоговой нагрузки, поскольку затраты ГМК из категории налогов перейдут в категорию затрат на приобретение ГСМ.
Стоить обратить внимание, что ставки налога на транспортные средства остаются неизменными в течение календарного года, что обеспечивало стабильность по данному налогу, чего нельзя сказать про ставки акцизов, которые устанавливаются постановлением правительства Казахстана и могут пересматриваться чаще чем один раз в год. Для обеспечения прогнозируемости и стабильности затрат и исключения влияния на них фискальных интересов, предлагаем рассмотреть вопрос переноса ставок акцизов из Постановления Правительства РК в Налоговый кодекс.
,