На обработку транзакций через российский процессинг международные платежные системы Visa и MasterCard могут потратить от 10 млн до 100 млн долл. за год. Цена будет зависеть от бизнес-модели, по которой системы будут работать с национальным оператором.
Обходной маневр
Чтобы избежать уплаты обеспечительного взноса в ЦБ, в течение ближайших трех-четырех месяцев Visa и MasterCard должны найти локального партнера, который будет иметь статус национально значимой системы. Локальный партнер будет проводить транзакции по картам международных платежных систем внутри России. Сейчас они обрабатываются в собственных процессинговых центрах международных платежных систем, расположенных за рубежом (у Visa два таких в США, один в Великобритании и один в Японии, у MasterCard — в США). Обеспечительный взнос будет рассчитываться только с тех транзакций, которые проходят через зарубежные центры. Это позволит существенно снизить его размер.
Такой вариант решения проблемы международных платежных карт на днях озвучил замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, взнос будет исчисляться исходя из объема тех операций, которые платежные система продолжат осуществлять за пределами России. «Например, если они банкоматы переводят на обслуживание внутри России, а POS-терминалы не переводят, значит, банкоматы не учитываются для расчета базы взноса, а POS-терминалы учитываются. Если они часть операций проведут, значит, частично будут уменьшены взносы, полностью — значит полностью», — уточнил Моисеев.
Он отметил, что эта норма уже частично прописана в положении Банка России, а частично будет прописана в постановлении правительства, которое будет выпущено после принятия поправок к закону об НПС.
Платить все равно придется
Однако сотрудничество с российским партнером также потребует от платежных систем немалых затрат. «Такое партнерство может обойтись в сумму от 10 млн до 100 млн долл. в год, точная сумма будет зависеть от выбранной бизнес-модели. Ведь фактически платежная система должна будет оплачивать услуги процессинга», — поделился с РБК сотрудник одной из платежных систем. «Стоимость партнерства с местной процессинговой компанией для международной платежной системы может составлять десятки миллионов долларов», — говорит генеральный директор компании «Платежные технологии» Игорь Голдовский. Он предполагает, что столько может стоить доля в 10—20% в капитале компании, которую международная система создаст с местным партнером.
Цена будет складываться из того, за что конкретно будут платить международные платежные системы. «Если процессинговый центр будет заниматься маршрутизацией транзакций от эквайера к эмитенту и обратно, а также в конце дня делать клиринговые расчеты, то с платежной системы будут взиматься комиссия за обработку этих транзакций», — рассказал топ-менеджер одной из российских процессинговых компаний. Комиссия за каждую транзакцию может составить 2—4 цента в зависимости от оборотов в разных банках.
«Нельзя исключать, что Visa и MasterCard придется еще и размещать свое программное оборудование у локального партнера, чтобы наладить на чужих инфраструктурных мощностях свою платформу, — отмечает топ-менеджер крупного российского банка, курирующий карточное направление. — Кроме этого, возможно, им понадобится и операционный штат сотрудников, инженеры, которые бы обеспечили профессиональную поддержку проведения всех операций».
«Если МПС лишь передадут процессинг на аутсорсинг, то это может обойтись им по минимальной цене. Но это произойдет лишь в том случае, если российская компания будет в состоянии поддержать сразу тот функционал, который нужен Visa и MasterCard. Если нет, то затраты могут быть выше», — говорит топ-менеджер процессинговой компании.
В поисках партнеров
Платежные системы должны внести первый взнос до 31 октября. По оценкам Morgan Stanley, он составит 2,9 млрд долл. на две системы. Эта сумма в любом случае будет выше затрат систем на локального партнера — 725 млн долл. взноса в год от одной системы против максимальной оценки затрат в 100 млн долл. в год. Представители международных платежных систем неоднократно говорили, что их не устраивает не только размер взноса, но и сам факт его существования противоречит их бизнес-модели.
На прошлой неделе MasterCard объявила тендер на поиск локального партнера. Представитель компании пояснил, что все ценовые вопросы будут обсуждаться в ходе тендера и сейчас рано о них говорить. Представитель Visa вопрос цены также не комментирует, однако, по данным РБК, Visa также изучает возможность привлечения локального партнера.
Ранее аналитик Arbat Capital Михаил Заварев говорил РБК, что, по его подсчетам, при общей прибыли в 3—5 млрд долл. российский бизнес приносит платежным системам примерно по 100—150 млн долл.