Авиакомпании «Трансаэро», прекратившей свою деятельность полгода назад, не удалось оспорить решение Росавиации об аннулировании сертификата эксплуатанта. Именно на основании этого решения затем основные международные маршруты «Трансаэро» были отданы другим перевозчиками, в том числе группе «Аэрофлот».
Арбитражный суд Москвы в понедельник подтвердил законность приказа Росавиации об аннулировании сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро», в которой начата процедура банкротства, сообщило «РИА Новости». Решение суда вступит в силу через месяц, если на него не будет подана апелляция. Мотивировочной части решения пока нет.
Росавиация приняла решение аннулировать сертификат «Трансаэро» 26 октября 2015 года по итогам внеплановой проверки ее финансово-экономического состояния. Поводом для поверки называлось ухудшение безопасности полетов, финансовых показателей и возбуждение дела о банкротстве. Комиссия Росавиации тогда единогласно пришла к выводу, что «Трансаэро» больше не может самостоятельно обслуживать и погашать задолженность, которая в июне оценивалась более чем в 260 млрд руб. По мнению комиссии, «Трансаэро» также не соблюдала общие сертификационные требования и нарушила права потребителей.
Представитель авиакомпании в ходе предварительного заседания суда заявлял, что приказ был вынесен с нарушением законодательства. Акт проверки был датирован 20 октября, и в этот же день у компании был отозван сертификат, то есть «Трансаэро» не был предоставлен срок для устранений нарушений. Кроме того, акта проверки у авиакомпании нет, так как бывший гендиректор Дмитрий Сапрыкин (был назначен в «Трансаэро» «Аэрофлотом» в рамках попытки санации перевозчика.— «Новости Банков») скрыл его, сообщал представитель перевозчика в ходе заседаний в начале года. Представитель Росавиации заявлял, что доводы авиакомпании необоснованные и приказ был вынесен в соответствии с законодательством.
Отзыва сертификата эксплуатанта означал фактически лишение «Трансаэро» даже теоретических шансов на спасение бизнеса. В итоге международные маршруты перевозчика, считающиеся в отрасли более прибыльными, чем внутренние, были перераспределены Росавиацией между другими авиакомпаниями, причем 56 маршрутов получила группа «Аэрофлот».
Гендиректор юридической компании «Параграта» Александр Плотников напомнил, что «Трансаэро» стала последней авиакомпанией, лишившейся сертификата эксплуатанта в рамках «старого порядка», который содержал «неопределенные, не имевшие внятных и объективных показаний к применению основания отзыва» — например, «ухудшение финансового положения» и т. п. Усмотрение применителя подобных норм практически безгранично, замечает господин Плотников. После 24 октября 2015 года в воздушном законодательстве не предусмотрено автоматическое и неизбежное прекращение полетов авиакомпанией, в отношении которой возбуждается дело о банкротстве.
Деньги «Трансаэро» разлетятся на юг и восток
Приоритетными авиамаршрутами, которые могут получить дополнительные субсидии для привлечения пассажиров, станут рейсы в Сочи, Анапу, Симферополь и Горно-Алтайск, полагают источники "Ъ" в отрасли. Небольшое число городов связано с ограниченностью бюджета — около 600 млн руб. При этом авиакомпании, по данным "Ъ", настаивают на выделении субсидий на рейс, а не на пассажира, иначе участие в программе будет для них невыгодным.