Уже осенью решения о санации будут приниматься более взвешенно, а деятельность по оценке ситуации в проблемных банках станет активнее. На это нацелены поправки к банкротному законодательству, дающие ЦБ и АСВ доступ к информации не только о банке, но и о других связанных структурах и позволяющие АСВ нанимать для санации сторонних специалистов.
В распоряжении "Ъ" оказался проект поправок к закону "О несостоятельности (банкротстве)", которые совершенствуют процедуру оценки финансового состояния банка сотрудниками ЦБ и АСВ при принятии решения о санации. В конце марта Минфин направил проект, разработанный с участием ЦБ и АСВ, на экспертизу в Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Заключение ожидается на заседании совета 18 апреля.
Поправки существенно расширяют полномочия ЦБ и АСВ как проверяющих. Они получат право оценивать финансовое положение финансовых организаций, входящих с проверяемым банком в одну группу (холдинг) или являющихся аффилированными; доступ во все помещения банка и связанных организаций, к любым их документам и информационным системам, право запрашивать любую информацию у работников, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. Проект также дает представителям ЦБ и АСВ возможность участвовать в заседаниях и совещаниях банка и связанных с ним организаций. За создание препятствий в этой работе предусмотрены "меры в соответствии российскими законами".
В Минфине и АСВ вчера получить комментарии не удалось. Зампред ЦБ Михаил Сухов пояснил "Ъ": "Мы поддерживаем поправки в законодательство, которые призваны дать проверяющим возможность более объективно оценить финансовое положение банка в преддверии принятия решения о возможной санации. Анализ положения дел в других структурах холдинга и аффилированных финорганизациях позволит составить полное представление о масштабах проблем и даст возможности для их частичного разрешения. Например, понимание того, что часть активов выведена в другие структуры группы,— шаг на пути к тому, чтобы вернуть их обратно и тем самым снизить затраты на санацию". По мнению партнера Legal Capital Partners Дмитрия Крупышева, инициатива направлена также на то, чтобы дать АСВ и ЦБ также больший объем информации в отношении лиц, контролирующих банк, "чтобы решение о санации было принято с учетом всех фактов".
Судя по всему, разработчики не рассчитывают, что расчистка рынка скоро закончится, и ждут дальнейшего роста предсанационной и непосредственно "оздоровительной" нагрузки. В проекте запланировано привлечение к исполнению АСВ функций временной администрации дополнительных кадровых ресурсов — так называемых представителей. Это могут быть не только штатные сотрудники АСВ, но и работники структур, где агентство владеет не менее 75%. "Предположу, что речь идет о банках, в капитал которых вошло АСВ. Там сконцентрированы специалисты по работе с проблемными активами, и они высококвалифицированны,— говорит вице-президент ФБК Алексей Терехов.— Поправка предполагает упростить процедуру их привлечения, а также снимает потенциальный конфликт интересов".
Впрочем, над документом еще предстоит поработать. Как видно из проекта заключения Совета по кодификации на предложенные поправки, ряд из них вызывают вопросы. В частности, трудовое законодательство допускает "предоставление труда работников", но не позволяет менять их функционал по сравнению с тем, что зафиксирован в их основном трудовом контракте. Есть и еще ряд моментов, требующих доработки, но в целом поправки "могут быть поддержаны с учетом сделанных замечаний", следует из проекта заключения Совета по кодификации. Таким образом, радикальных препятствий к принятию законопроекта нет, и вероятность того, что он может вступить в силу по плану — 1 сентября,— довольно велика.