Исследование образовательного Фонда Конрада Аденауэра показывает, что уровень образования в Германии падает: школьники не знают основ, а выпускников университетов приходится доучивать. Специалисты уверены, что это результат образовательной политики Германии, направленной на увеличение количества учащихся, а не на качество подготовки.
Исследование фонда основано на результатах тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся в период с 2000 по 2015 год. Также были использованы данные опросов работодателей, проведенных Федеральным объединением торгово-промышленных палат Германии. Исследование отмечает существенное падение уровня образования за исследованный период, что, по мнению экспертов, вызвано стратегическими просчетами в нынешней образовательной политике. Сообщается, что число студентов в немецких вузах постоянно растет, средний балл успеваемости становится все выше, но эксперты фонда отмечают, что гордиться Министерству образования нечем. Как показало исследование, институтам приходится снижать требования для абитуриентов, а многим поступившим — повторять в вузе школьную программу. Институты и компании, в которые потом приходят учиться или работать выпускники, бьют тревогу: у подавляющего большинства выпускников проблемы с правописанием, пониманием текста и основами математики. «Несмотря на возрастающее количество выпускающихся молодых людей, они оказываются неподготовленными к началу карьеры в компании или к обучению из-за незнания основ немецкого языка и математики»,— говорят авторы исследования.
Профессорам и работодателям приходится часто доучивать выпускников, однако, как отмечают специалисты, такая практика не вполне эффективна. «Растущая нехватка квалифицированных специалистов — трагедия не только для самих учеников, но и для экономики Германии»,— полагают в фонде.
Эксперты фонда считают, что проблема кроется прежде всего в политике увеличения количества обучающихся в институтах и связанной с ней широкой доступностью высшего образования, аттестаты зрелости выдают даже школьникам с неудовлетворительной успеваемостью, и нередко такие выпускники идут в высшие учебные заведения. Если им удается поступить, они начинают мешать более подготовленным студентам — преподаватели слишком заняты тем, чтобы подтянуть неуспевающих учеников. Такая ситуация, по данным фонда, нередко приводит к тому, что по-настоящему одаренные студенты из-за отсутствия соответствующей их уровню более высокой нагрузки теряют интерес к учебе.
Карина Рзаева