Практически пятая часть нынешних депутатов отказалась вновь идти на выборы. Зампред комитета по ЖКХ, автор наиболее резонансных политических законопроектов Александр Сидякин не из таких. За тем, как живет обычный депутат, неделю наблюдала корреспондент "Власти" Юлия Усольцева.
21 декабря 2012 года во время голосования Госдумы за закон о запрете американцам усыновлять российских сирот депутат-единоросс Александр Сидякин написал в Twitter: "Пойду из зала, пусть нажимают". К этому моменту он уже прославился как автор двух других запретительных инициатив — об ужесточении законодательства о митингах и введении статуса иностранных агентов для НКО.
— Вышел... Но проголосовала же моя карточка. Я сделал так, как решила фракция. Я считаю, что это решение было правильным. Сейчас я вижу, какое внимание в Татарстане уделяется сиротам. Несколько детдомов просто закрылось, потому что детей разобрали. Плохих родителей не стало меньше, просто мы стали поощрять разные формы опеки, работать с детьми индивидуально. Та аргументация, которую приводил президент, работает.
— То есть это не было политическим жестом?
— Не было никакого политического жеста. Я проголосовал так, как решила фракция. Я избирался по спискам "Единой России". Свое собственное мнение может высказать депутат-одномандатник, но если ты прошел по спискам, то должен ориентироваться на решение партии.
За свой поступок Александр Сидякин был подвергнут партийной обструкции и после этого сосредоточился на работе в комитете по ЖКХ в регионе, от которого избирался,— в Татарстане.
Утром в понедельник Александр Сидякин просматривает в своем рабочем кабинете график на неделю. Он только что прилетел из Казани. Депутат чувствует себя вполне расслабленно — читает документы, закинув ноги на стол; общаясь с помощниками, угощает их мандаринами и даже запрещенным пармезаном. На стене вместо традиционного изображения Владимира Путина висит фотография, где тот стоит вместе с главой Татарстана Рустамом Миннихановым.
Депутат признается, что в республику его направила партия: "Поначалу ощущал себя в Казани варягом, но в итоге сработались" (впервые он избрался от региона в 2011 году). Чтобы стать ближе к местной элите (депутат уже выдвинулся на партийные праймериз от Татарстана), Сидякин учит татарский. Этим тяга к языкам не ограничивается — пару раз в неделю к нему в Думу приходит репетитор по испанскому.
Понедельник проходит более или менее спокойно (подготовка к пленарному заседанию и очередным поездкам в Казань и Уфу), а вторник уже забит делами. Рубашку и джинсы депутат меняет на деловой костюм, но разноцветный чехол для айфона остается прежним. В 9:30 Сидякин приходит на заседание фракционной группы, оттуда — сразу в зал пленарных заседаний, а в перерыве между заседаниями успевает съездить на круглый стол в Общественную палату.
Запрыгивая в машину, он дает команду водителю: "Let's start!" На обед у депутата, как он сам выразился, "набор чемпиона" --- хурма и морковка, которые он ест прямо в машине. "У меня изжога от еды из местной столовой. Только рис здесь могу есть. Мясо, жареное, копченое — ничего этого не ем",— жалуется Сидякин.
Не меньше, чем законопроектами, Сидякин известен спортивными достижениями и экстремальными путешествиями (в 2015 году он попал в топы новостей, чуть не сгинув во льдах Антарктиды). Чтобы быть в хорошей форме, депутат тренируется два-три раза в неделю, и в среду, после пленарного заседания, он торопится в спортзал, где его встречает коренастый тренер Арам. Упражнения Сидякин тоже начинает с "Let's start!".
Тренер депутатом доволен: "Очень интенсивный мужчина. Человек-кипятильник, человек-динамо. Вообще атас!" Александр Сидякин в это время делает упражнения. "Я приседаю 150 раз при весе 83 кг. От груди жму 110 кг по три подхода",— не без гордости рассказывает он. "Мы с ним тренируемся уже 2,5 года. Он любит тренироваться активно, делает даже больше, чем нужно. Но если меня спросят, хочу ли я жить его жизнью, то я отвечу: нет. Потому что очень интенсивная жизнь",— объясняет Арам. После тренировки Сидякин возвращается в Думу, чтобы дать небольшое интервью. Ночью — вылет в Казань.
В аэропорту Казани депутат буквально бежит из самолета к машине — ему предстоит выступление на расширенном заседании Кабинета министров республики. На заседание он опаздывает и явно волнуется. "Задержали вылет. Вы, что, кофе по утрам не пьете? Что вы тупите?" — нервно комментирует он ситуацию на дорогах. Свои эмоции депутат объясняет тем, что "там будет президент" (Рустам Минниханов — единственный глава республики, сохранивший за собой это наименование). "Наш президент никогда не опаздывает. У нас все строго",— поясняет Александр Сидякин. Депутат волновался зря — на этот раз мероприятие начинается с опозданием на девять минут. Но в остальном чувствуется строгий порядок. Президента все приветствуют стоя, слово предоставляется исключительно по регламенту, а мобильную связь глушат так, что без нее остаются даже жители соседних домов. Сидякин выступает с докладом о реформе местного ЖКХ: Татарстан занимает первое место по эффективности системы капремонта. Но на достигнутом, говорит депутат, останавливаться не нужно — на рассмотрении Госдумы сейчас находится его законопроект, который упростит досудебный порядок изъятия помещений в аварийном доме.
После заседания все участники едут на открытие нового дома, куда переселили людей из аварийного жилья. После торжественного перерезания ленточки депутат направляется в свою приемную в Казани. На обед — снова хурма и снова в машине. Вместо морковки на этот раз маш. "Я проращиваю маш, горох, овес. Это не мертвая пища — в зародыше все концентрируется, чтобы дать жизнь, отсюда биологическая энергетика",— объясняет Сидякин.
В приемной у него впервые за неделю проявляются признаки усталости. "Рубит меня, сделай кофе",— говорит он своей помощнице. За кофе депутат признается, что "татарская политика научила не только выворачиваться между каплями, но и из-под ливня сухим выходить".
Немного взбодрившись, он отправляется на местное телевидение. Сидякину здесь рады. "Он такой активный! Иногда мне кажется, что у него есть двойник. Он у нас прямо звезда! Депутатов много, а такое чувство, что работает только он один",— восторженно рассказывает телеведущая Екатерина. Перед камерой депутат действительно держится уверенно — отвечает без предварительной подготовки и не читает с листа. После эфира сотрудники телеканала не отпускают его из студии — показывают платежки за ЖКХ и просят разобраться.
А между тем в депутатском графике на этот день намечен еще прием граждан. Его Сидякин ведет достаточно жестко и сразу спрашивает: "Что конкретно вы от меня хотите?" По нескольким обращениям уже вынесены решения суда, но граждане все равно ждут поддержки депутата. "Вы сделайте звонок, у вас же есть связи!" — умоляют его. "Кому я могу позвонить, если у вас уже есть решение суда? Господу Богу?" — строго спрашивает Сидякин. Некоторые в ответ грозят пойти на шоу к Андрею Малахову и добиться справедливости в телевизоре.
После еще нескольких встреч Сидякин опять спешит в аэропорт — завтра у него выступление на всероссийском форуме "ЖКХ меняется" в Уфе. Лететь к соседям приходится через Москву, зато во время стыковки самолетов депутат успевает провести частную встречу.
В самолете Сидякин пьет вино и смотрит сериал "Форс-мажоры". Несмотря на то что самолет садится в Уфе посреди ночи, его встречает сразу две машины. Оказалось, что организаторы форума решили позаботиться о депутате и отправили за ним водителя. Но Сидякин от его услуг отказался — его встречал друг, домой к которому депутат и направился. На сон ему оставалось всего несколько часов. Но, как оказалось, это не повод отходить от расписания: к семи утра депутат уже сделал зарядку и сварил яйца на завтрак. А в 8:25 выступал на пресс-завтраке, организованным башкирским "Коммерсантом". После этого — череда выступлений: круглый стол, вручение грамот, пленарное заседание. На публике Александр Сидякин даже не подает вида, что устал. Видно, что за пять лет он привык быть депутатом и готов нести эту ношу дальше.
После эфира сотрудники телеканала не отпускают Сидякина из студии — показывают платежки за ЖКХ и просят разобраться