Банк России рекомендовал кредитным организациям усилить контроль за своими платежными агентами. Особое внимание регулятор рекомендует уделить операциям, «имеющим запутанный или необычный характер, а также без очевидного экономического смысла». Отметим, что накануне о необходимости повышенного контроля за переводами по высоким тарифам, вопросами идентификации отправителей и получателей, а также работой с платежными агентами заявила и Межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
Методические рекомендации, уточняющие указания ЦБ «О порядке осуществления контроля… за деятельностью банковского платежного агента», регулятор накануне направил банкам, соответствующее сообщение размещено сегодня на сайте ЦБ. «Данные рекомендации направлены на повышение ответственности кредитных организаций, привлекающих банковских платежных агентов (БПА), и соблюдение такими агентами требований законодательства. Это в конечном итоге должно положительно отразиться на качестве услуг БПА по приему платежей от физических лиц»,— отметила директор департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина.
Банкам рекомендовано определить перечень признаков, указывающих на совершение агентом сомнительных операций, «имеющих запутанный или необычный характер, свидетельствующий об отсутствии очевидного экономического смысла или законной цели». Критерии отбора самих БПА и возможность получения от них необходимой информации по той или иной операции кредитные учреждения также должны прописать в своих внутренних инструкциях и договорах с платежными агентами.
Напомним, о необходимости ужесточения контроля за рисками легализации преступных доходов и финансирования терроризма накануне заявила Межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (см. «Новости Банков» от 2 марта).
Принципиальных новелл в рекомендациях FATF, опубликованных на официальном сайте организации, две: операциями с повышенным риском признаются те переводы, которые проведены с комиссией выше среднерыночной, а также перечисления с недостаточной идентификацией отправителя и получателя. Кроме того, введены критерии рискованности деятельности банковских платежных агентов. К нерискованным отнесены те компании и предприниматели, которые имеют высокую капитализацию, публичны, имеют аудиторское заключение и работают по переводам в основном внутри страны.
Как отмечают в ЦБ, рекомендации регулятора о необходимости усиления контроля банков за платежными агентами предусматривают также получение отчетов, «проведение проверок и иные формы мониторинга и контроля».
Павел Аксенов
По данным Росфинмониторинга, объем незаконных операций сократился вдвое
В Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) обнародовали итоги борьбы с незаконным обналичиванием средств. Его объемы, по данным ведомства, за два года сократились вдвое — до 200 млрд руб. в год. Оценки ЦБ гораздо менее оптимистичны. И хотя разницу в обоих ведомствах объяснить отказались, отчетные цифры не слишком показательны, указывают эксперты. Они демонстрируют лишь успехи властей в выявлении существующих схем, оставляя в тени «достижения» рынка по разработке новых.
Банк России рекомендовал кредитным организациям усилить контроль за своими платежными агентами. Особое внимание регулятор рекомендует уделить операциям, «имеющим запутанный или необычный характер, а также без очевидного экономического смысла». Отметим, что накануне о необходимости повышенного контроля за переводами по высоким тарифам, вопросами идентификации отправителей и получателей, а также работой с платежными агентами заявила и Межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Методические рекомендации, уточняющие указания ЦБ «О порядке осуществления контроля… за деятельностью банковского платежного агента», регулятор накануне направил банкам, соответствующее сообщение размещено сегодня на сайте ЦБ. «Данные рекомендации направлены на повышение ответственности кредитных организаций, привлекающих банковских платежных агентов (БПА), и соблюдение такими агентами требований законодательства. Это в конечном итоге должно положительно отразиться на качестве услуг БПА по приему платежей от физических лиц»,— отметила директор департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина. Банкам рекомендовано определить перечень признаков, указывающих на совершение агентом сомнительных операций, «имеющих запутанный или необычный характер, свидетельствующий об отсутствии очевидного экономического смысла или законной цели». Критерии отбора самих БПА и возможность получения от них необходимой информации по той или иной операции кредитные учреждения также должны прописать в своих внутренних инструкциях и договорах с платежными агентами. Напомним, о необходимости ужесточения контроля за рисками легализации преступных доходов и финансирования терроризма накануне заявила Межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (см. «Новости Банков» от 2 марта). Принципиальных новелл в рекомендациях FATF, опубликованных на официальном сайте организации, две: операциями с повышенным риском признаются те переводы, которые проведены с комиссией выше среднерыночной, а также перечисления с недостаточной идентификацией отправителя и получателя. Кроме того, введены критерии рискованности деятельности банковских платежных агентов. К нерискованным отнесены те компании и предприниматели, которые имеют высокую капитализацию, публичны, имеют аудиторское заключение и работают по переводам в основном внутри страны. Как отмечают в ЦБ, рекомендации регулятора о необходимости усиления контроля банков за платежными агентами предусматривают также получение отчетов, «проведение проверок и иные формы мониторинга и контроля». Павел Аксенов По данным Росфинмониторинга, объем незаконных операций сократился вдвое В Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) обнародовали итоги борьбы с незаконным обналичиванием средств. Его объемы, по данным ведомства, за два года сократились вдвое — до 200 млрд руб. в год. Оценки ЦБ гораздо менее оптимистичны. И хотя разницу в обоих ведомствах объяснить отказались, отчетные цифры не слишком показательны, указывают эксперты. Они демонстрируют лишь успехи властей в выявлении существующих схем, оставляя в тени «достижения» рынка по разработке новых.