В условиях снижающихся доходов и растущего дефицита бюджета Внешэкономбанк (ВЭБ) задумался о самостоятельном пополнении ликвидности. Закон позволяет госкорпорации привлекать средства тех компаний, которых она кредитует, однако до сих пор ВЭБ этой возможностью практически не пользовался. Чтобы наверстать упущенное, новое руководство ВЭБа создает клиентскую службу, первый задачей которой будет привлечение от заемщиков банка средств в размере 100 млрд руб.
О том, что ВЭБ намерен в ближайшее время создать клиентскую службу для комплексной работы с заемщиками, "Ъ" рассказали источники, близкие к госкорпорации. "Для начала мы не планируем создания большой клиентской службы: четыре-пять человек будут отвечать за взаимоотношения только с крупнейшими группами и холдингами,— говорит "Ъ" источник в ВЭБе.— Сейчас мы подбираем зрелых менеджеров, имеющих большой опыт работы с предприятиями соответствующих отраслей". По словам собеседника "Ъ", это будут люди с рынка, при этом у сотрудников создаваемого подразделения по работе с клиентами будет большой объем самостоятельности, подчиняться они будут напрямую руководству ВЭБа. В пресс-службе банка подтвердили факт создания клиентской службы, отказавшись от дальнейших комментариев.
Основной задачей новой службы будет привлечение от заемщиков ВЭБа ликвидности. Отсутствие банковской лицензии не позволяет ему привлекать средства физлиц и даже юрлиц, кроме тех, кого он кредитует. Сейчас, по словам собеседников "Ъ" из числа сотрудников госкорпорации, заемщиками ВЭБа являются 365 юрлиц, при этом только пять компаний имеют в ВЭБе счета и лишь две держат на них денежные средства. "До сих пор с клиентами, по сути, никто не работал, им выдавались кредиты, но никакого комплексного обслуживания не было,— говорит один из собеседников "Ъ".— Не было и клиентской службы как таковой, выдав кредит клиенту, о нем фактически забывали. Задача — изменить эту ситуацию". Чтобы понять, что необходимо клиентам, глава ВЭБа в понедельник отправил им письма с вопросами о качестве обслуживания и желаемых изменениях. Основная цель нового подразделения — сделать так, чтобы клиенты не только занимали у ВЭБа, но и размещали в нем средства. Задача на первый период (несколько месяцев) — привлечь 100 млрд руб.
Новый глава ВЭБа Сергей Горьков ранее уже заявлял о потребности госкорпорации в ликвидности. Сейчас 67% пассивов банка — платные возвратные рыночные средства. Пока ситуацию с ликвидностью госкорпорации спасает государство, которое предоставило ему субсидию на 150 млрд руб. (в первом квартале перечислено 47 млрд руб.). Но очевидно, что ВЭБу необходимо задуматься и о самостоятельном пополнении ликвидности. Подпав под западные санкции в 2014 году, он не имеет большого арсенала для привлечения средств. Кроме того, недавно ЦБ "отключил" ВЭБ от получения средств под нерыночные активы.
По мнению экспертов, чтобы привлечь клиентов, ВЭБу придется предложить им ставки выше рынка. По мнению аналитика Moody`s Александра Проклова, за деньги клиентов ВЭБу придется побороться, ставки должны быть рыночными или даже выше рынка. "Однако средства существующих клиентов — это хороший вариант для диверсификации пассивов, замещения бюджетных денег и рыночного фондирования,— полагает эксперт.— Сейчас у правительства существенные ограничения по бюджету, и вряд ли у него есть дополнительная ликвидность, чтобы размещать ее в ВЭБе". По мнению топ-менеджера крупного иностранного банка, ВЭБ, безусловно, будет бороться за длинные деньги топ-60 клиентов, и, чтобы их заинтересовать, придется привлекать средства от полугода по ставке не ниже 8-9%, что несколько выше, чем предлагают Сбербанк и ВТБ. "По нашим расчетам, сейчас средняя стоимость пассивов от юрлиц для банковского сектора составляет 6,2% по российской отчетности на конец четвертого квартала 2015 года: в рублях ставка — 9%, по валюте — 4,2%,— говорит аналитик Газпромбанка Андрей Клапко.— В то же время если смотреть отчетность ВЭБа — МСФО за девять месяцев 2015 года, то средняя стоимость его процентных пассивов — 8%. Средства от правительства и клиентов они привлекут под 10,9%, долговые бумаги по всем валютам — под 7,1%, средства ЦБ и банков — под 7%". Если сравнивать стоимость привлечения в среднем у банков и у ВЭБа, то у него она выше, таким образом, привлечение средств клиентов может даже поспособствовать оптимизации стоимости фондирования для ВЭБа, считает господин Клапко.
Впрочем, банкиры в неофициальной беседе солидарны в том, что ВЭБу как институту развития не стоит вмешиваться в бизнес коммерческих банков и "отбирать их кусок пирога".