Поисковая система Google продолжает борьбу с некачественной или опасной рекламой. На этот раз жертвой стали микрозаймы, выдаваемые на срок до 60 дней. Российские микрофинансисты опасаются, что теперь цена привлечения клиента в других поисковых системах вырастет, однако признают, что находятся в лучшем положении, чем их иностранные коллеги.
Компания Alphabet, владелец поисковой системы Google, с 13 июля перестанет размещать в AdWords (система контекстной рекламы Google, рекламные объявления которой показываются в поиске Google, почтовом сервисе Gmail и сервисе YouTube) контекстную рекламу компаний, выдающих займы сроком до 60 дней. "Такие кредиты могут привести к неподъемным платежам и высоким ставкам для заемщиков,— написал в блоге Google директор по глобальным продуктам компании Дэвид Графф.— Решение должно защитить наших пользователей от вредных или вводящих в заблуждение финансовых продуктов и не повлияет на компании, предлагающие ипотеку, автокредиты, кредитные карты, коммерческие кредиты". Данное ограничение будет применяться во всем мире, в том числе и в России.
В России Google занимает второе место по популярности среди поисковых систем, уступая лишь Yandex. По данным LiveInternet, в апреле 2016 года доля Google в российском поиске составила 36%. По оценкам директора по маркетингу сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Ильи Болтнева, среди всех заемщиков микрофинансовых организаций (МФО) в России около 80% пришли с сервиса "Яндекс". Для российских МФО доля привлеченных клиентов за счет контекстной рекламы составляет порядка 15%, при этом подавляющая часть рекламы приходится на "Яндекс" (около 10%), а на сервисы Google — порядка 5%, указывает управляющий директор сервиса онлайн-кредитования "Е заем" Лига Трупа. "Но глобально Google выступает монополистом и показывает нерыночное поведение в отношении игроков, которые не нарушали правил пользования рекламных возможностей AdWords",— отмечает господин Болтнев. По мнению главного исполнительного директора "Домашних денег" Андрея Бахвалова, регулировать сделки должен уполномоченный надзорный орган.
"Есть федеральные законы, а когда регулированием рынка занимается непрофильная компания — то это выглядит странно",— говорит господин Бахвалов.
Представители других поисковых систем следовать примеру Google пока не намерены. Как сообщил "Ъ" первый заместитель гендиректора Rambler & Co Максим Тадевосян, Rambler & Co также смотрит на разные сегменты рекламы: проверяет ее на достоверность информации. "Если она несет риски для пользователя, мы ее запрещаем. Но запрещать что-либо, что не ограничено законом, в массовом порядке не видим смысла",— пояснил он. Представитель Yandex Ася Мелкумова сообщила, что компания размещает рекламу займов, которая соответствует требованиям законодательства, при этом тщательно проверяет регистрационные документы рекламодателя. "У нас есть собственная политика, и там пока нет запрета рекламы микрозаймов",— отмечает она.
Микрофинансисты ожидают в связи с решением Google перераспределения рекламы между другими поисковиками и роста расходов на привлечение клиентов. Бенефициарами здесь станут "Яндекс", Rambler, MyTarget, Facebook и т. п. "Действия Google приведут к тому, что в России МФО уйдут в другие системы, но так как объем возможности для контекстной рекламы снизится, то вырастет стоимость "клика", что скажется на средней стоимости привлечения одного клиента для МФО",— говорит Лига Трупа. "Одним из решений проблемы для МФО может стать реклама займов с единовременным погашением сроком пользования свыше 60, например, 61 день и т. д.,— полагает Илья Болтнев.— Возможно, это придаст импульс для развития компаниями небанковского кредитования более "длинных" кредитных продуктов".
Впрочем, российским микрофинансистам все же лучше, чем некоторым их зарубежным коллегам: во многих странах нет альтернативы Google, и вопросы продвижения услуг стоят очень остро. Однако до введения запрета еще есть время и ситуация с запретом может измениться, полагают участники рынка: уже сейчас в США профильные ассоциации начинают протестовать против инициативы Google.