Банки, вынужденные платить повышенные взносы в систему страхования вкладов за сомнительное финансовое положение, повысили сборы Агентства страхования вкладов почти на 10%. Но эксперты говорят в основном о "воспитательном эффекте" этой меры — проблему дефицита средств фонда, который сейчас финансирует ЦБ, она не решит.
Агентство страхования вкладов (АСВ) огласило первые данные по взносам банков в Фонд страхования вкладов (ФСВ) исходя из финансового положения. Критерий учитывается с 1 января 2016 года. "Мы получили первые оценки взносов за квартал,— заявил на годовом собрании ассоциации региональных банков "Россия" заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.— По повышенной дополнительной ставке поступления в фонд увеличатся на 3,6 млрд руб., и заплатят эту сумму 125 банков". По данным "Ъ", 3,6 млрд руб.— общая сумма отчислений по этому критерию (включает взносы по базовой ставке 0,1% среднего за квартал объема средств населения и надбавку 200% базовой ставки), надбавка за финансовое положение принесет ФСВ 2,2 млрд руб. Финансовое положение для повышенных отчислений определяется по итогам оценок капитала, активов, ликвидности, управления рисками, внутреннего контроля, также учитываются меры воздействия в отношении банка на ограничение операций или величину процентной ставки.
Повышенные взносы должны платить банки с третьей по пятую группы финансовой устойчивости. По итогам первого квартала надбавка за финансовое положение увеличит взносы в фонд почти на 11% по сравнению с четвертым кварталом 2015 года (20,5 млрд руб.). По информации "Ъ", общий объем взносов должен составить около 25 млрд руб.
Система дифференцированных отчислений в ФСВ действует с третьего квартала 2015 года. До конца года дополнительные взносы платили только банки, завышающие ставки по сравнению со среднерыночным уровнем на 2-3 процентных пункта (п. п.), повышенные дополнительные — завышающие ставки не менее чем на 3 п. п. Сейчас дополнительная ставка взноса по этому критерию составляет 20% базовой, повышенная дополнительная — 150% базовой. Но для наполнения фонда эти взносы существенной роли не играли. По словам Андрея Мельникова, по итогам первого квартала банки заплатят в фонд по дополнительной ставке из-за высоких ставок по вкладам 130 млн руб. По итогам прошлых двух кварталов эти взносы были существенно меньше 200 млн руб.
Дополнительные взносы за сомнительное финансовое положение хотя и в большей степени пополнят ФСВ, проблем его дефицита тоже не решат. Уже почти год ФСВ финансируется ЦБ. На 1 апреля задолженность АСВ перед ЦБ составляла 226 млрд руб. Дополнительных взносов, чтобы исправить ситуацию, недостаточно, поэтому с третьего квартала 2016 года все банки будут платить базовую ставку не 0,1%, как сейчас, а 0,12%. В конце года вопрос повышения базовой ставки будет рассмотрен снова.
В то же время эксперты уверены, что дифференцированные отчисления в фонд — эффективная воспитательная мера. "Если оценивать рынок депозитов, то предложений с экстремально высокими ставками уже почти нет,— поясняет директор инвестиционно-банковского департамента ИК QBF Дмитрий Кипа.— Значит, регулирование рынка все-таки приносит свои плоды".
Так, в третьем-четвертом кварталах 2015 года, когда начали действовать повышенные отчисления за высокие ставки, их платили около 60 банков, а сейчас уже всего 25. По мнению главы направления по вкладам департамента розничного бизнеса Локо-банка Надежды Белой, можно говорить о стабилизации ситуации на рынке депозитов. "Вряд ли в АСВ рассчитывали на то, что введение дифференцированной системы радикальным образом повлияет на объемы фонда, главная задача была в том, чтобы дать участникам рынка определенный сигнал и стабилизировать ситуацию, что в целом и произошло,— уточняет она.— Ключевую роль в формировании фонда, как и раньше, играют крупнейшие кредитные организации, у которых консервативная стратегия привлечения средств населения".
С критерием финансового состояния ситуация другая, его улучшение — это долгосрочная работа, отмечает управляющий директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Станислав Волков. Но, уточняет он, ряд параметров, по которым банки попадают в третью группу финансовой устойчивости и вынуждены платить повышенные отчисления, например прозрачность владения или контроль за сомнительными операциями, кредитные организации при желании собственников могут отрегулировать быстрее, чем финансовые результаты, и с этой точки зрения мотивирующий эффект дифференциации взносов также есть. Кроме того, добавляет эксперт, дифференциация обеспечивает большую справедливость, ведь очевидно, что банки в третьей группе — это более рискованная категория.