На фоне операции российских ВКС в Сирии США пытаются перехватить у Москвы инициативу в борьбе с "Исламским государством", действуя сразу на двух направлениях — иракском и сирийском. Как сообщил в Багдаде представитель Пентагона Стивен Уоррен, иракская армия при поддержке коалиции во главе с США приступила к штурму стратегически важного города Эль-Фаллуджа, удерживаемого ИГ с 2014 года. Американцы и их союзники также намерены провести операцию по освобождению сирийского города Ракка — "столицы" самопровозглашенного "халифата". Взятие Эль-Фаллуджи и Ракки, планируемое без участия Москвы, может стать переломным моментом в противостоянии с ИГ, вернув США пальму первенства в борьбе с террористами.
Эль-Фаллуджа как символ иракской войны
О том, что сразу на двух фронтах борьбы с запрещенной в России группировкой "Исламское государство" (ИГ) — иракском и сирийском — грядут серьезные перемены, сообщил в ходе телеконференции в Багдаде официальный представитель Пентагона Стив Уоррен. "Началась операция по освобождению Эль-Фаллуджи",— заявил полковник Уоррен, по словам которого наступление ведут иракские силы безопасности, поддерживаемые силами антитеррористической коалиции во главе с США.
Контроль над расположенной в 60 км к западу от Багдада Эль-Фаллуджей, населенной преимущественно суннитами провинции Анбар, имеет большое стратегическое и психологическое значение. Эль-Фаллуджа, население которой еще недавно составляло 350 тыс. человек, стал первым крупным центром, захваченным ИГ на территории Ирака в январе 2014 года. Для американцев Эль-Фаллуджа — это еще и один из символов иракской военной кампании, начавшейся в 2003 году, задолго до появления "Исламского государства". В 2003-2004 годах именно этот город, входящий в суннитский треугольник (Эль-Фаллуджа--Тикрит--Баакуба), стал центром восстания, подавлять которое американцам пришлось в ходе операции "Неусыпная решимость" (Vigilant Resolve) в апреле 2004 года.
Переход Эль-Фаллуджи и других городов провинции Анбар в руки "Исламского государства" стал серьезным ударом по правительству в Багдаде. Однако в конце прошлого года после тяжелых боев иракские войска восстановили контроль над столицей провинции — Рамади, а в апреле этого года взяли еще один расположенный там город — Хит.
Анонсируя начало битвы за Эль-Фаллуджу, Стив Уоррен воздержался от прогнозов относительно того, как долго может продлиться операция по освобождению города. Однако, как следует из его слов, коалиция во главе с США уже добилась первого важного успеха: на прошлой неделе она сумела ликвидировать командующего подразделениями ИГ в Эль-Фаллудже Махера аль-Билауи.
Осажденная Ракка
В ходе своей видеоконференции Стивен Уоррен сообщил еще одну важную новость, на сей раз касающуюся борьбы с ИГ в Сирии. Как следовало из его слов, ранее неоднократно анонсированное в Вашингтоне наступление отрядов сирийской оппозиции на Ракку, "столицу" ИГ, может быть развернуто в любой момент. Уклонившись от прямого ответа на вопрос, когда может начаться штурм Ракки — до Рамадана (в этом году священный месяц продлится с 6 июня по 5 июля) или до конца лета, Стивен Уоррен заметил: "Мы хотим, чтобы враг гадал. Из-за оказываемого на них давления они недавно ввели в Ракке чрезвычайное положение".
Между тем отряды вооруженной оппозиции, входящей в группировку "Силы демократической Сирии" (СДС), уже фактически ведут наступление в провинции Ракка, приближаясь к ее столице (костяк формирований СДС составляют курдские подразделения, кроме того, в них входят живущие на севере Сирии арабы, ассирийцы и туркмены).
Планируя добиться освобождения Ракки, США отказываются объединить усилия с другой действующей в Сирии антитеррористической коалицией во главе с Россией. "Мы, конечно, рассчитываем на более тесное взаимодействие",— заявил в конце прошлой недели спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель главы МИД РФ Михаил Богданов. Однако Стивен Уоррен дал понять: США пока намерены ограничиться проведением еженедельных совещаний военных двух стран, "чтобы самолеты не мешали друг другу". Говоря о провинции Ракка, американский представитель напомнил: российская авиация "обычно там не летает, а работает в основном на западе Сирии".
Четыре фронта против ИГ
Сегодня "Исламскому государству" на территории Ирака и Сирии приходится вести борьбу одновременно на четырех направлениях. Два из них можно назвать основными, а два — второстепенными.
Главный фронт в Сирии — Ракка. В окрестностях этого города наступление ведут курдские формирования и отряды сирийской оппозиции, которые в той или иной степени ориентируются на Вашингтон. Операцию поддерживают авиация США и американские военные советники (по другой версии — спецподразделения, участие которых в боевых действиях не афишируется).
Второй из ключевых фронтов — Эль-Фаллуджа. На нее наступают правительственные войска и отряды шиитского ополчения, опирающиеся не только на коалицию во главе с США, но и на иранских советников, которых иногда называют полноценным экспедиционным корпусом, задействованным в боевых действиях на стороне Багдада.
Третий фронт ИГ, который со временем может стать основным, но пока имеет второстепенное значение,— вокруг иракского Мосула, крупнейшего из всех городов, контролируемых "халифатом". В его окрестностях идут позиционные бои, в которых ИГ противостоят главным образом курдские отряды и местное ополчение. Поскольку о штурме города, население которого до захвата ИГ составляло почти 2 млн человек, речь пока не идет, этому направлению уделяется меньше внимания.
И наконец, четвертый фронт — в районе сирийских Пальмиры и Хомса — единственный, где против ИГ сражаются не курды и прозападные силы, а сирийские войска, поддерживаемые ВКС России. Там главная задача Дамаска и Москвы — не допустить реванша исламистов и их нового наступления на Пальмиру. Месяц назад отряды ИГ добились значительных успехов и на некоторых участках подошли к городу на 10 км.
В течение последних недель сирийская армия при содействии российской авиации пыталась отвоевать утраченные позиции и ликвидировать нависшую над Пальмирой угрозу. В значительной степени эту задачу удалось решить. Одной из причин стало то обстоятельство, что для ИГ Пальмира — это все-таки второстепенное направление. Защитникам "халифата" значительно важнее отразить наступление на свою "столицу" Ракку, на что и брошены основные силы.
Таким образом, взятие Эль-Фаллуджи и Ракки, планируемое без участия России, может стать переломным моментом в противостоянии с "Исламским государством". Начатая прошлой осенью операция ВКС России в Сирии в определенный момент поставила Москву в центр международных усилий по борьбе с ИГ, в то время как президент Обама стал подвергаться растущей критике со стороны республиканцев, обвинявших его в безынициативности.
Успехи в борьбе с ИГ в Ираке и Сирии дадут шанс Бараку Обаме вернуться на лидирующие позиции в регионе, что особенно важно в год президентских выборов в США.