После краха платежной системы «Мигом» банки из стран СНГ усомнились в надежности российских партнеров. Крупный узбекский банк Узпромстройбанк разослал девяти крупнейшим российским платежным системам письмо с требованием открыть страховой депозит или предоставить банковскую гарантию. Ежегодно из России переводят за рубеж более 23 млрд долл., половина этой суммы уходит в среднюю Азию, гарантии местным банкам составят сотни миллионов долларов.
Остановка платежной системы «Мигом», расчетной кредитной организацией которой был лишившийся в начале февраля лицензии банк «Евротраст», негативно сказалась на других системах денежных переводов. Потери иностранных банков-партнеров «Мигом» оцениваются участниками рынка в 50 млн руб. Как стало известно РБК, банки СНГ, сотрудничающие с российскими платежными системами, требуют дополнительных гарантий от их расчетных организаций.
Как сообщил РБК представитель крупной российской платежной системы, несколько дней назад в компанию поступило письмо из Узпромстройбанка (есть в распоряжении РБК), который работает со всеми крупнейшими российскими системами переводов. Узбекские партнеры просят платежную систему предоставить банковскую гарантию на сумму не менее трехкратного размера обязательств на конец дня либо открыть в их банке страховой депозит в таком же объеме. Российские банки, предоставляющие гарантии, должны иметь рейтинги международных агентств S&P, Moody’s или Fitch не ниже «инвестиционного» (S&P и Fitch — BBB, Moody’s — Baa). В платежной системе «Юнистрим» подтвердили, что тоже получили подобное письмо от своих узбекских партнеров.
Как рассказали РБК в платежной системе «Золотая корона», наибольшее беспокойство проявляют банки-партнеры из Узбекистана, Азербайджана, Киргизии и Украины. Одни направляют письма, другие ведут устные переговоры, пытаясь обезопасить себя от проблем, связанных с нестабильностью российского рынка денежных переводов и изменениями в банковском секторе.
В украинском Приватбанке (сотрудничает с «Золотой короной», «Юнистримом», «Анеликом» и Contact) РБК подтвердили, что ведут переговоры с российскими банками на предмет оформления гарантий или перечисления определенных денежных сумм.
«Ситуация обострена чередой отзыва лицензий в России, и банки внимательно пересматривают свои отношения с платежными системами, — заявил представитель «Золотой короны». — С каждым банком идет системная работа, находим пути снижения рисков».
В других платежных системах, опрошенных РБК, заявили, что пока не планируют выполнять требования зарубежных контрагентов, однако ведут с ними постоянные переговоры и стремятся доказать свою надежность. Предправления банка «Юнистрим» (расчетный банк одноименной платежной системы) Кирилл Пальчун отмечает, что кредитная организация имеет высокий национальный кредитный рейтинг на уровне А+, присвоенный агентством «Эксперт РА», и не совершает операций с высоким риском. В Русславбанке (расчетный центр системы переводов Contact) указывают, что в феврале агентство Moody’s Investors Service подтвердило банку рейтинг финансовой устойчивости E+, Moody’s Interfax — долгосрочный кредитный рейтинг по национальной шкале Baa2.ru.
По мнению представителя системы «Золотая корона», опасения зарубежных банков-партнеров вряд ли скажутся на работе крупных российских платежных систем (по оценкам участников рынка, примерно 60% денежных переводов сейчас обеспечивает «Золотая корона», у систем Contact и Western Union 20%, за ними идут «Юнистрим» и «Лидер»). Но вот работа других компаний, для которых денежные переводы не являются основным бизнесом, может быть затруднена. «Они могут остаться без партнерских договоров», — подчеркивают в «Золотой короне».