Минэкономики намерено наказать представителей государства в советах директоров госкомпаний за то, как была организована дивидендная кампания 2015 года. Нарушителям сроков разработки директив, которыми управляются госкомпании, уже обещаны последствия для их "финансовой мотивации". Сами компании утверждают, что впервые сталкиваются с такими претензиями и выполняют все процедуры в срок.
Претензии Минэкономики к представителям государства в советах директоров госкомпаний связаны с нарушением сроков предоставления ему проектов директив на собрания акционеров. Эти директивы, в частности, определяют результаты голосования по вопросам выплаты дивидендов, актуальных для пополнения дефицитного бюджета. По постановлению правительства N738 от 3 декабря 2004 года Росимущество установило крайний срок предоставления материалов для подготовки проектов директив — 27 апреля. Министерство сообщило, что, несмотря на жесткие даты при подготовке к заседаниям советов директоров, "на стадии формирования позиции акционера — РФ — сложилась критическая ситуация, была вероятность срыва корпоративных мероприятий". Из-за неполноты или опоздания документов подготовку проектов директив вели в "экстремальных условиях", отметила глава департамента корпоративного управления Минэкономики Оксана Тарасенко. Ряд АО направил материалы в Росимущество позже 27 апреля. По данным "Ъ", это ОАО РЖД, "Ростелеком", "Роснано", "Аэрофлот", ВТБ, аэропорт Шереметьево, Федеральная сетевая компания (ФСК) и "Россети". "Предгодовые" заседания советов директоров, для которых определен период с 25 апреля по 16 мая, съехали на 12-27 мая.
Минэкономики недовольно и работой других ведомств, затянувших согласование проектов "на период от недели до месяца". По данным "Ъ", максимальное число претензий к Минэнерго (по директивам "Башнефти", "РусГидро", "Газпрома", "Зарубежнефти", "Транснефти" и "Системного оператора"), Минсельхоз затянул сроки по "Росагролизингу", Россельхозбанку, Объединенной зерновой компании (ОЗК), Минтранс — по "Совкомфлоту", есть претензии к Минфину и Минстрою (АИЖК).
В Минэнерго "Ъ" заявили, что "скорость согласования зависит от качества поступающего проекта". К сожалению, во всех указанных проектах, поступивших в Минэнерго, содержались технические ошибки, была необходимость дополнительного отраслевого анализа, например, по размеру дивидендов, который напрямую влияет на возможности компании как по финансированию инвестрасходов, так и на ее финансовую устойчивость в целом. Проекты серьезно дорабатываются и исправляются, поэтому говорить о задержке в данном случае не совсем корректно, пояснили в Минэнерго.
В ряде госкомпаний "Ъ" сообщили, что с претензиями не сталкивались. "Мы впервые слышим о проблеме. Более того, министр, который является главой набсовета ВТБ и лично ведет его заседания, не высказывал претензий по данному вопросу",— заявили "Ъ" в банке. В "Ростелекоме" сообщили, что провели совет директоров в срок, в ОЗК — что к ним претензий не высказывали. Но госпожа Тарасенко в ходе совещания отметила отсутствие "возражений со стороны корпоративных секретарей обществ" на свою критику, посчитав его знаком согласия. Ряд компаний поясняет, что проблем со сроками не видит. Так, представитель блока корпоративного управления ФСК пояснил "Ъ", что компания направила материалы в Росимущество для директивы правительства по "предгодовому" совету директоров 27 апреля за месяц до планируемой даты заседания. По информации ФСК, директива от 27 мая к заседанию совета издана правительством. В "Россетях" также говорят, что направили материалы в Росимущество более чем за месяц.
Конфликты такого рода возникают не впервые (вопрос о сроках директивы стал поводом для конфликта в совете директоров "РусГидро" в 2012 году). Но, отмечает управляющий партнер ЮСТ Евгений Жилин, директивы — давно работающий инструмент, альтернативу сложно представить. Затягивание в этом году связано с переговорами вокруг дивидендов, полагает юрист. Интрига с обострилась из-за появления в апреле нового распоряжения правительства по дивидендам госкомпаний (см. "Ъ" от 19 апреля). Минэкономики, которому пришлось рассматривать и вносить проекты директив "в течение буквально одного дня", намерено наказать затянувших согласование. Министерство обещает внести предложение о санкциях в отношении госкомпаний и их должностных лиц за нарушение сроков — об этом "Ъ" сообщила госпожа Тарасенко, уточнив, что меры могут касаться "финансовой мотивации нарушителей".