Как крутого производителя видеоигр погубили гордыня и менеджмент - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Как крутого производителя видеоигр погубили гордыня и менеджмент - «Финансы»



Как крутого производителя видеоигр погубили гордыня и менеджмент - «Финансы»

Корни THQ уходят далеко в 1989 год, когда издатель был сформирован под названием Trinity Acquisition Corporation. На путь серьезного бизнеса он встал уже в 1990-м, переименовавшись в Toy Head Quarters («Штаб-квартира игрушек») - то есть THQ. Как гласит название, компания изначально занималась игрушками, в числе которых были фигурки и настольные игры, включая мерч по фильму «Один дома». Уже к сентябрю 1990-го компания, разумно заглядывая в будущее, купила игровой отдел Broderbund - издателя, за которым стоял релиз самого первого «Принца Персии». Так история ТНQ плавно влилась в рынок видеоигр.


Первой игрой был Peter Pan and the Pirates, но, в отличие от самого Питера Пена, взлететь игре не удалось. Однако вышедший комом первый блин ничуть не смутил издателя - и он продолжил выпускать мелкие, но прибыльные игры. Достаточно прибыльные, чтобы к 1994-му полностью забросить выпуск осязательных игрушек и с головой нырнуть в производство виртуальных. Успехом увенчались консольные порты с игровых автоматов, в числе которых - Pit Fighter и небезызвестные мотогонки Road Rash. THQ настолько комфортно чувствовали себя на этом рынке, что никуда не спешили уходить с него - даже когда в середине 90-х издатели массово бросились на амбразуры нового на то время поколения консолей - PlayStation, Sega Saturn и Nintendo 64. THQ, следуя принципу «поспешишь - геймеров насмешишь», продолжили заключать контракты с разработчиками на выпуск игр для не теряющих популярность старых платформ, тем самым зарабатывая высокие денежные горы благодаря высокому спросу и сравнительно низкой стоимости производства.


У компании были подразделения в Северной Америке, Европе и Юго-Восточной Азии.


Компания владела наиболее популярными франшизами: Supreme Commander, Metro 2033, Saints Row, Frontlines: Fuel of War, S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, Red Faction, MX vs ATV, Company of Heroes и другие. Компания также подписала многолетние контракты с такими обладателями лицензий, как World Wrestling Entertainment (WWE), Games Workshop (Warhammer, Warhammer 40,000), Ultimate Fighting Championship (UFC), Nickelodeon и Disney·Pixar.




У THQ не все шло гладко - но и у всех остальных тоже. Даже самые финансово-устойчивые предприятия тогда пострадали. Экономика постоянно испытывает взлеты и падения, поэтому многие сотрудники компании считали, что в итоге акции снова вырастут в цене. В конце концов, речь шла о THQ - одном из крупнейших издателей видеоигр в мире. Все должно было наладиться.


В последующие годы, когда конкуренты стали понемногу восстанавливаться, стоимость THQ продолжала падать. Сначала компания каждый месяц теряла несколько центов на акцию. Но это не особенно пугало, потому что в то время каждый терял несколько центов то тут, то там. Затем акции стали терять в цене по несколько долларов сразу. К 2012 году, когда большинство конкурентов уже оправились от кризиса, акции THQ были сняты с котировки на фондовой бирже NASDAQ, потому что компания стоила уже слишком мало.


Шестью годами ранее акции THQ оценивались более чем в $30 за штуку. Компания находилась в Агура Хиллз, штат Калифорния и занималась детскими видеоиграми по лицензии. Она была крупнейшим издателем в своей категории. Если вам нужны были такие игры, как «Шоу Рена и Стимпи», «Ох уж эти детки!», «Губка Боб квадратные штаны» или «В поисках Немо», то вам точно нужно было обратиться в THQ.


В 2007 году на пике деятельности компании принадлежало более 15 игровых студий, большинство из которых были частью хорошо отлаженного бизнеса создания игр по лицензии. Компания располагала $500 млн на банковском счету, а ее доход превышал $1 млрд. Казалось, что компания печатает наличные. К 2013 году стоимость акций упала до 11 центов за штуку. Многие считают, что THQ обанкротилась, потому что спрос на игры по лицензии заметно упал. Другие связывают банкротство с коммерческим провалом разработанного компанией планшета uDraw для PlayStation 3 и Xbox 360. Третьи утверждают, что дело в плохом управлении и слишком большом количестве рискованных ставок.




Сначала рынок детских игр по лицензии начал уменьшаться, затем и вовсе исчез.


По мнению бывших сотрудников, одна из ошибок Фаррелла заключалась в том, что он считал, что условия всегда будут благоприятны для бизнес-модели THQ. Как бы там ни было, в 2007 году компания опубликовала отчет о доходе в $1 млрд. Миллионы людей покупали PlayStation 2 или Xbox. Родители приобретали своим детям игры по лицензии. А такие игры, как Cars от компании Pixar, в этом году стали бестселлерами.


Но уже к концу 2007 года THQ столкнулась с проблемой, к которой никогда не готовилась. Когда THQ создавала игры для PlayStation 2 и Xbox, эти консоли были у многих пользователей. Но когда были запущены в продажу Xbox 360 и PlayStation 3 в 2005 и 2006 годах соответственно, не каждый владелец PS2 и Xbox обновил консоли.


Компания THQ планировала, что их аудитория перейдет на PlayStation 3, Xbox 360 и Nintendo Wii. У них в разработке было много игр для новых консолей. И компания успела очень много вложить в эту стратегию.


А потом аудитория THQ ушла туда, куда и предположить было невозможно: на игры для мобильных платформ.


2007 год был отмечен запуском iPhone, который почти мгновенно стал домом для детских игр по лицензии. Разработка игр для смартфонов недорого стоила. Их распространение требовало еще меньших затрат. Родители оценили возможность заплатить за игру 99 центов - вместо того, чтобы платить от 40 до 60 долларов за полную версию игры для консоли. В то время как рынок постепенно сдвигался в сторону мобильных платформ, THQ застряла в контрактах, заключенных на много лет вперед, что означало, что компании придется продолжить создавать игры по лицензии для стремительно уменьшавшейся аудитории игр для консолей.


Пытаясь погасить лицензионные выплаты, производитель выпустил миллионы картриджей с игрой, в надежде, что они все будут проданы. Но реализовать удалось только один миллион из них.




Первое поколение планшетов было запущено годом ранее для Nintendo Wii и оказалось финансово успешным предприятием. Второе поколение продавалось очень плохо. Один из бывших сотрудников компании рассказывал, что на очередном совещании руководителей, когда обсуждались отчеты о первых продажах, один из участников собрания спросил, нет ли ошибки с десятичной запятой, - потому что цифры были катастрофически малы. Сторонние наблюдатели часто винят проект uDraw в банкротстве THQ, но бывшие сотрудники утверждают, что за этими периферийными устройствами стоит гораздо более сложная ситуация. Версия uDraw для Wii имела ошеломительный успех. В США было продано около миллиона экземпляров и в первую же неделю планшетов не осталось даже на складах.


К сожалению, из-за неправильного планирования THQ просто не хватило товара, чтобы запустить продажу планшетов в Европе и Австралии во время рождественских каникул, однако проект uDraw все равно стал успешным. Дети его хотели. Родители покупали. THQ получала прибыль.


Однако, год спустя вышла версия для PS3 и Xbox 360. И оказалась провальной.




Состоялся аукцион, на котором были проданы практически все проекты и студии, принадлежавшие ранее THQ. SEGA все-таки приобрела Relic Entertainment за $26 миллионов, компания Koch купила студию Volition (серия Saint's Raw) за $22,3 миллиона и все права на проект Metro, что обошлось ей в $5,8 миллиона. Crytek купила Homefront всего за $500 тысяч, Ubisoft заплатила $3.2 миллиона за South Park: The Stick of Truth и $2,5 миллиона - за THQ Montreal (проекты 1666 и Underdog). Take-Two приобрела неанонсированный next-gen проект (кодовое название Evolve) студии Turtle Rock аж за $11 миллионов. Студия Relic и серия Company of Heroes стала собственностью компании Sega. Японское издательство приобрело их за $26,6 миллиона. Интересен тот факт, что вторым основным претендентом на этого разработчика являлась компания Zenimax Media (владелец Bethesda), однако она уступила Sega.


Издательство Ubisoft купило экшн-RPG South Park: The Stick of Truth за сумму $3,26 миллиона. Эта же компания приобрела студию THQ Montreal, которая на данный момент работает над проектами 1666 и Underdog, за $2,5 миллиона. Отметим, что главой монреальского отделение THQ является гейм-дизайнер Патрис Дезиле, который до этого работал над серией Assassin's Creed для Ubisoft, однако его возвращение в эту компанию пока не было проанонсировано.


Немецкая компания Koch Media стала владельцем студии Volition и серию Saint's Row за 22 миллионадолларов, а также серию Metro (за нее издательство заплатило $5,87 миллиона).


Компания Crytek приобрела права на серию Homefront за $544 тысячи, а издательство Take-Two купило шутер Evolve, над которым ведет работу Turtle Rock Studios, за $10,89 миллиона.


Таким образом, общая сумма выручки от продажи всех активов THQ превысила $70 миллионов.


Как Microsoft неудачно проглотил Nokia, и что из этого получилось


Падения и взлеты малазийского чуда: история Malaysia Airlines


Как известнейший бренд MEXX обанкротился из-за России


Невероятные истории успеха: первый и всеми забытый компьютер Olivetti


Истории успеха: как Kodak пошла не туда на пути от фотопленки к «цифре»


Посвящается автолюбителям: непростая история шведских авто Saab


Самые громкие банкротства: история последнего полета Pan American


История легендарной компании Chrysler: случай со "страшным разменом"


Как банкрот опять стал летать: поучительная история Delta Air Lines




Корни THQ уходят далеко в 1989 год, когда издатель был сформирован под названием Trinity Acquisition Corporation. На путь серьезного бизнеса он встал уже в 1990-м, переименовавшись в Toy Head Quarters («Штаб-квартира игрушек») - то есть THQ. Как гласит название, компания изначально занималась игрушками, в числе которых были фигурки и настольные игры, включая мерч по фильму «Один дома». Уже к сентябрю 1990-го компания, разумно заглядывая в будущее, купила игровой отдел Broderbund - издателя, за которым стоял релиз самого первого «Принца Персии». Так история ТНQ плавно влилась в рынок видеоигр. Первой игрой был Peter Pan and the Pirates, но, в отличие от самого Питера Пена, взлететь игре не удалось. Однако вышедший комом первый блин ничуть не смутил издателя - и он продолжил выпускать мелкие, но прибыльные игры. Достаточно прибыльные, чтобы к 1994-му полностью забросить выпуск осязательных игрушек и с головой нырнуть в производство виртуальных. Успехом увенчались консольные порты с игровых автоматов, в числе которых - Pit Fighter и небезызвестные мотогонки Road Rash. THQ настолько комфортно чувствовали себя на этом рынке, что никуда не спешили уходить с него - даже когда в середине 90-х издатели массово бросились на амбразуры нового на то время поколения консолей - PlayStation, Sega Saturn и Nintendo 64. THQ, следуя принципу «поспешишь - геймеров насмешишь», продолжили заключать контракты с разработчиками на выпуск игр для не теряющих популярность старых платформ, тем самым зарабатывая высокие денежные горы благодаря высокому спросу и сравнительно низкой стоимости производства. У компании были подразделения в Северной Америке, Европе и Юго-Восточной Азии. Компания владела наиболее популярными франшизами: Supreme Commander, Metro 2033, Saints Row, Frontlines: Fuel of War, S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, Red Faction, MX vs ATV, Company of Heroes и другие. Компания также подписала многолетние контракты с такими обладателями лицензий, как World Wrestling Entertainment (WWE), Games Workshop (Warhammer, Warhammer 40,000), Ultimate Fighting Championship (UFC), Nickelodeon и Disney·Pixar. У THQ не все шло гладко - но и у всех остальных тоже. Даже самые финансово-устойчивые предприятия тогда пострадали. Экономика постоянно испытывает взлеты и падения, поэтому многие сотрудники компании считали, что в итоге акции снова вырастут в цене. В конце концов, речь шла о THQ - одном из крупнейших издателей видеоигр в мире. Все должно было наладиться. В последующие годы, когда конкуренты стали понемногу восстанавливаться, стоимость THQ продолжала падать. Сначала компания каждый месяц теряла несколько центов на акцию. Но это не особенно пугало, потому что в то время каждый терял несколько центов то тут, то там. Затем акции стали терять в цене по несколько долларов сразу. К 2012 году, когда большинство конкурентов уже оправились от кризиса, акции THQ были сняты с котировки на фондовой бирже NASDAQ, потому что компания стоила уже слишком мало. Шестью годами ранее акции THQ оценивались более чем в $30 за штуку. Компания находилась в Агура Хиллз, штат Калифорния и занималась детскими видеоиграми по лицензии. Она была крупнейшим издателем в своей категории. Если вам нужны были такие игры, как «Шоу Рена и Стимпи», «Ох уж эти детки!», «Губка Боб квадратные штаны» или «В поисках Немо», то вам точно нужно было обратиться в THQ. В 2007 году на пике деятельности компании принадлежало более 15 игровых студий, большинство из которых были частью хорошо отлаженного бизнеса создания игр по лицензии. Компания располагала $500 млн на банковском счету, а ее доход превышал $1 млрд. Казалось, что компания печатает наличные. К 2013 году стоимость акций упала до 11 центов за штуку. Многие считают, что THQ обанкротилась, потому что спрос на игры по лицензии заметно упал. Другие связывают банкротство с коммерческим провалом разработанного компанией планшета uDraw для PlayStation 3 и Xbox 360. Третьи утверждают, что дело в плохом управлении и слишком большом количестве рискованных ставок. Сначала рынок детских игр по лицензии начал уменьшаться, затем и вовсе исчез. По мнению бывших сотрудников, одна из ошибок Фаррелла заключалась в том, что он считал, что условия всегда будут благоприятны для бизнес-модели THQ. Как бы там ни было, в 2007 году компания опубликовала отчет о доходе в $1 млрд. Миллионы людей покупали PlayStation 2 или Xbox. Родители приобретали своим детям игры по лицензии. А такие игры, как Cars от компании Pixar, в этом году стали бестселлерами. Но уже к концу 2007 года THQ столкнулась с проблемой, к которой никогда не готовилась. Когда THQ создавала игры для PlayStation 2 и Xbox, эти консоли были у многих пользователей. Но когда были запущены в продажу Xbox 360 и PlayStation 3 в 2005 и 2006 годах соответственно, не каждый владелец PS2 и Xbox обновил консоли. Компания THQ планировала, что их аудитория перейдет на PlayStation 3, Xbox 360 и Nintendo Wii. У них в разработке было много игр для новых консолей. И компания успела очень много вложить в эту стратегию. А потом аудитория THQ ушла туда, куда и предположить было невозможно: на игры для мобильных платформ. 2007 год был отмечен запуском iPhone, который почти мгновенно стал домом для детских игр по лицензии. Разработка игр для смартфонов недорого стоила. Их распространение требовало еще меньших затрат. Родители оценили возможность заплатить за игру 99 центов - вместо того, чтобы платить от 40 до 60 долларов за полную версию игры для консоли. В то время как рынок постепенно сдвигался в сторону мобильных платформ, THQ застряла в контрактах, заключенных на много лет вперед, что означало, что компании придется продолжить создавать игры по лицензии для стремительно уменьшавшейся аудитории игр для консолей. Пытаясь погасить лицензионные выплаты, производитель выпустил миллионы картриджей с игрой, в надежде, что они все будут проданы. Но реализовать удалось только один миллион из них. Первое поколение планшетов было запущено годом ранее для Nintendo Wii и оказалось финансово успешным предприятием. Второе поколение продавалось очень плохо. Один из бывших сотрудников компании рассказывал, что на очередном совещании руководителей, когда обсуждались отчеты о первых продажах, один из участников собрания спросил, нет ли ошибки с десятичной запятой, - потому что цифры были катастрофически малы. Сторонние наблюдатели часто винят проект uDraw в банкротстве THQ, но бывшие сотрудники утверждают, что за этими периферийными устройствами стоит гораздо более сложная ситуация. Версия uDraw для Wii имела ошеломительный успех. В США было продано около миллиона экземпляров и в первую же неделю планшетов не осталось даже на складах. К сожалению, из-за неправильного планирования THQ просто не хватило товара, чтобы запустить продажу планшетов в Европе и Австралии во время рождественских каникул, однако проект uDraw все равно стал успешным. Дети его хотели. Родители покупали. THQ получала прибыль. Однако, год спустя вышла версия для PS3 и Xbox 360. И оказалась провальной. Состоялся аукцион, на котором были проданы практически все проекты и студии, принадлежавшие ранее THQ. SEGA все-таки приобрела Relic Entertainment за $26 миллионов, компания Koch купила студию Volition (серия Saint's Raw) за $22,3 миллиона и все права на проект Metro, что обошлось ей в $5,8 миллиона. Crytek купила Homefront всего за $500 тысяч, Ubisoft заплатила $3.2 миллиона за South Park: The Stick of Truth и $2,5 миллиона - за THQ Montreal (проекты 1666 и Underdog). Take-Two приобрела неанонсированный next-gen проект (кодовое название Evolve) студии Turtle Rock аж за $11 миллионов. Студия Relic и серия Company of Heroes стала собственностью компании Sega. Японское издательство приобрело их за $26,6 миллиона. Интересен тот факт, что вторым основным претендентом на этого разработчика являлась компания Zenimax Media (владелец Bethesda), однако она уступила Sega. Издательство Ubisoft купило экшн-RPG South Park: The Stick of Truth за сумму $3,26 миллиона. Эта же компания приобрела студию THQ Montreal, которая на данный момент работает над проектами 1666 и Underdog, за $2,5 миллиона. Отметим, что главой монреальского отделение THQ является гейм-дизайнер Патрис Дезиле, который до этого работал над серией Assassin's Creed для Ubisoft, однако его возвращение в эту компанию пока не было проанонсировано. Немецкая компания Koch Media стала владельцем студии Volition и серию Saint's Row за 22 миллионадолларов, а также серию Metro (за нее издательство заплатило $5,87 миллиона). Компания Crytek приобрела права на серию Homefront за $544 тысячи, а издательство Take-Two купило шутер Evolve, над которым ведет работу Turtle Rock Studios, за $10,89 миллиона. Таким образом, общая сумма выручки от продажи всех активов THQ превысила $70 миллионов. - Как Microsoft неудачно проглотил Nokia, и что из этого получилось - Падения и взлеты малазийского чуда: история Malaysia Airlines - Как известнейший бренд MEXX обанкротился из-за России - Невероятные истории успеха: первый и всеми забытый компьютер Olivetti - Истории успеха: как Kodak пошла не туда на пути от фотопленки к «цифре» - Посвящается автолюбителям: непростая история шведских авто Saab - Самые громкие банкротства: история последнего полета Pan American - История легендарной компании Chrysler: случай со
0
Другие новости

Это может то, что вы искали