Недавно, Комиссия при Президенте РК по вопросам противодействия коррупции под председательством государственного секретаря Гульшары Абдыкаликовой обсудила меры по обеспечению прозрачности и эффективности использования средств Национального фонда РК, а также противодействие коррупции в системе образования, формирование рейтинга уровня коррупции в государственных органах.
Гульшара Абдыкаликова отметила, что в Плане нации особое внимание уделено образованию. За пять лет государственные расходы в этой сфере выросли - с 1 триллиона в 2011 году до 1 триллиона 368 миллиардов тенге в 2015 году. В то же время принимаемые антикоррупционные меры в этой сфере все еще недостаточны и не оказывают существенного влияния на минимизацию условий для коррупции. В частности, по результатам финансовых проверок за 2014-2015 годы и первый квартал 2016 года за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках к административной ответственности привлечено 1040 должностных лиц, 386 работников системы образования осуждены за совершение коррупционных преступлений.
Госсекретарь отметила, что приняты беспрецедентные антикризисные меры по финансовой поддержке банковского, индустриального, строительного и других секторов экономики. Из Национального фонда на реализацию основных экономических и социальных программ выделены значительные средства, что требует обеспечения эффективности и прозрачности в вопросах их использования. В то же время реализация отдельных проектов, финансируемых из средств Национального фонда, происходит с серьезными нарушениями, что неблагоприятно сказывается на развитии экономики и добросовестной конкуренции.
Так, по ее словам, начиная с 2015 года, правоохранительными органами по фактам хищения и нецелевого использования средств Национального фонда зарегистрировано 53 уголовных дела, в рамках которых государству причинен ущерб на сумму 21,8 миллиарда тенге.
Уполномоченным органам и субъектам квазигосударственного сектора было поручено обеспечить прозрачность принятия решений в этой сфере, в том числе предусматривающих усиление общественного контроля. Решением комиссии уполномоченным органам поручено разобраться по всем фактам нарушения законности и выработать превентивные меры для недопущения их впредь.
Известный казахстанский политолог и экономист Петр Своик уверен, что в Казахстане вечная тема борьбы власти с коррупцией в собственных рядах, особенно на фоне ее неистребимости, всегда имела несколько даже ироничный оттенок – типа пчелы против меда.
«Тем не менее, тот факт, что все последние годы эта борьба ведется всерьез и со всем напряжением, и что коррупцию это не только не искореняет, но, напротив, делает еще масштабнее и отчаянней, требует своего понимания и объяснения», - отмечает Петр Своик.
Иначе, по его мнению, можно добороться до аппаратного ступора и кадрового избиения, коррупцию так и не истребив.
«Здесь я вижу два системных аспекта: В первую очередь, это незавершенный транзит от персонифицированной к институализированной системе власти. Проще говоря, от доиндустриальной к индустриальной политико-экономической формации. В современных индустриальных институциях не только власть и бизнес отделены друг от друга, - бессменные (два-три последних века, по крайней мере) хозяева Капитала – они вообще не включены ни в систему власти, ни в текущую экономику – находятся над тем и другим, контролируя политический и экономический процессы. Собственно, же власть являет собой лишь исполнительный аппарат, укомплектованный людьми состоятельными, но находящимися под правящим Капиталом и на вхождение в него не претендующие. Поскольку же власть сама разделена на многочисленные институции по вертикалям и горизонталям и регулярно переизбирается, коррупция не есть ее связывающая основа и достаточно эффективно подавляется. Наша же правящая конструкция более напоминает феодальную, в которой совмещение политической и экономической власти есть ее основа. Поэтому присвоение проходящих через властные персоналии и поставленные на должности лица экономических потоков есть не коррупция, а естественный для такой системы процесс, необходимый для общей устойчивости. Причем внутри феодальной системы есть свой регулятор присвоения: правящий класс, во-первых, уже состоятелен, во-вторых, ему не надо переживать за сохранность и легитимность своих богатств. Мы же в своем транзите проваливаемся между двумя такими системами, не имея встроенных антикоррупционных механизмов той и другой, но умножая коррупционные искушения обеих», - считает эксперт.
Как считает Петр Своик, наша «знать» еще не устоялась, она лишена гарантий сохранности «нажитого», причем одно только содержание уже накопленного требует все новых и новых коррупционных действий.
«Отмечу еще один важный системный аспект – это зависание между чисто рыночной и административной моделями управления экономикой. Наше правительство, заполненное 100-процентными рыночными либералами, пытается копировать методы управления экономикой, принятые в ОЭСР, все время ссылаясь на опыт и нормы этой организации. Между тем, Организация экономического сотрудничества и развития – это закрытый клуб развитых государств, тогда как Казахстан – всего лишь сырьевая и монетарная периферия, задача которой – как раз выйти из такого придаточного и внешне зависимого состояния. В котором мы оказались, кстати, как раз благодаря некритичному следованию нормам и советам развитых кураторов. Задача же индустриально-инновационного развития решается как раз не методами «свободного рыночного перетока капиталов», а государственным планированием и администрированием, чему, собственно, и посвящена Программа ФИИР. В любом случае, в нашей экономике элементарно нет той основы, в которой осуществляется естественное, не требующее вмешательства правительства, рыночное развитие. Прежде всего – нет доступного и дешевого кредитования», - уверен эксперт.
Зато, по его мнению, объективно присутствует необходимость постоянного и мощного администрирования-распределения финансовых ресурсов.
«Этого требуют, например, и Программа ФИИР и Программа «Нурлы жол». Соответственно, объективно велик субъективный распределительный административный момент – кому, сколько и за что выделять субвенций, дотирования и госзаказов. Отсюда и коррупция. Выводы из этого: Во-первых, надо как можно скорее институализировать систему власти. Прежде всего – перейти к формированию правительства парламентов и перевести на местное самоуправление городские-поселковые власти. И еще первоочередная необходимая институция – Конституционный суд. Во-вторых, пора прекратить попытки двигаться сразу в двух противоположных направлениях. Пытаться все приватизировать и передать в рынок, одновременно бороться с кризисом и проводить индустриализацию - не получится. Планово-административное, направленное на индустриализацию начало в правительстве должно стать системным, тогда и субъективный коррупционный момент при администрировании ресурсов уменьшится», - считает Петр Своик.
Читайте также:
Поступления от налогов в Казахстане выросли почти в 2 раза
Сумма сборов налогов в горнодобывающей отрасли уменьшается 3-й год
Почему растут внешние долги Казахстана?
Поступление налогов в Казахстане достигло минимума с 2007 года
Венесуэла в борьбе с мощным кризисом распродает все запасы золота
Назарбаев рассказал, как убеждал инвесторов вкладывать в Казахстан
Министр нацэкономики: На пантеон денег нет
Досаев возглавил национальный холдинг "Байтерек"
В Астане на обучение маникюрщиц из бюджета выделили 700 тыс. тенге
Министр нацэкономики призвал разработать правила для инвесторов
Россия потеряла еще 38% своих доходов от продажи нефти и газа
Казахстан берет у МБРР кредит в $1 млрд - на 20 лет
Мажилисмен призвал не допустить увода госсредств в офшоры