В регламенте докапитализации банков через ОФЗ появляются новые подробности. Сегодня, по информации "Ъ", совет директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ) рассмотрит новый порядок взимания штрафов за нарушение требований по наращиванию кредитования и не повышения зарплат топ-менеджеров. Эти поправки тем более актуальны, что появились первые банки-нарушители.
О том, что сегодня на совете директоров АСВ будут рассмотрены поправки, утоняющие методологию расчета штрафов за нарушения условий программы докапитализации через ОФЗ, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. В рамках данной программы ОФЗ получили более 30 банков на 830 млрд руб.. Поправки, по информации "Ъ", будут вноситься в "порядок применения штрафов к банкам, в отношении которых осуществляются меры по повышению докапитализации". В АСВ подтвердили факт готовящихся поправок, добавив, что основных уточнений два. "Во-первых, если банк не смог выполнить требование по росту кредитования на 1% в месяц, но, допустим, увеличил портфель на 0,6%, то размер штрафа также будет составлять 60% от максимального уровня,— пояснил заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.— Во-вторых, если банк нарушил требование не превышать уровень оплаты руководящих сотрудников на 1 января 2015 года, то штраф за это будет равен двойному размеру повышения банком ФОТ".
До сих пор были установлены только максимальные уровни штрафов за квартал — 0,5% от номинальной суммы докапитализации через ОФЗ. Конкретика потребовалась в связи с тем, что в рамках программы появились первые нарушители. Как сообщал "Ъ" 17 июня, сегодня в АСВ будет обсуждаться применение штрафов к Связь-банку и Новикомбанку — оба по итогам первого квартала не смогли увеличить кредитование в приоритетных отраслях на 1% в месяц.
Намерение АСВ конкретизировать порядок расчета штрафов банки поддерживают. "Эти поправки устанавливают более прозрачные правила игры,— отмечает финансовый директор Абсолют-банка Анатолий Фогельгезанг.— Новый подход вводит дифференцированный расчет исходя из показателей выполнения требования программы конкретным банком".
Поправки не только определяют методологию взимания штрафов, но и дают банкам определенные поблажки. Так, если банк сможет доказать АСВ, что объем работы отдельных сотрудников был увеличен по сравнению с предыдущим годом или же сотрудник потратил на выполнение своих обязанностей больше времени, чем годом ранее, то это может быть аргументом для освобождения от штрафов. "АСВ еще в прошлом году проводило с банками встречи, где выясняло, почему уровень ФОТ в течение года существенно менялся,— говорит член совета директоров банка из топ-20.— Менялся он у многих банков по разным обстоятельствам, и приходилось пояснять, что была смена совета директоров или ротация топ-менеджеров, хотя формально эти выплаты происходили до получения банком ОФЗ".
Впрочем, основной предмет дискуссии — не вознаграждение топ-менеджерам, указывает первый вице-президент МИнБа Павел Неумывакин. "Открытым остается вопрос о том, что банкам не разрешено увеличивать фонд оплаты труда рядовым сотрудникам даже в пределах инфляции, ставя перед ними жесткие задачи по наращиванию кредитного портфеля",— указывает он.
Теоретически есть возможность снять с себя ограничения по ФОТ — программа дает такое право при увеличении капитала банка на 50% от суммы полученных ОФЗ. Но в реальности воспользоваться пока им могут только два банка — МКБ и Совкомбанк. "Хотя уже ряд банков обратились в АСВ с тем, что они нарастили капитал на 50% от полученных ОФЗ, им это не засчитали как выполнение условий,— рассказал топ-менеджер одного из банков.— Мало увеличить капитал на требуемую сумму, необходимо постоянно поддерживать уровень капитала не ниже того, что был на момент получения ОФЗ. Если же банк получил убыток или сформировал резервы, то ему необходимо снова капитализироваться". Впрочем, как ранее писал "Ъ", и прибыль банка не всегда позволяет ему выполнить это условие. Так, Альфа-банк, увеличивший капитал за счет прибыли 2015 года, не смог освободиться от ограничений по ФОТ, потому что прибыль была заработана банком до получения ОФЗ (см. "Ъ" от 20 июня).