Возможно, в ближайшие годы банковской системе РФ понадобится дополнительная докапитализация, причем в масштабах, которые в ряде сценариев будут чувствительны для бюджетной системы,— это один из выводов доклада МВФ о стабильности финансовой системы в рамках программы FSAP. Другие рекомендации МВФ — продолжить проект «мегарегулятора» ЦБ на страховом рынке и на рынке ценных бумаг, системно решить проблемы зависимости от ЦБ системы страхования вкладов, в долгосрочной перспективе — приватизировать госбанки.
Доклад FSAP о ситуации с финстабильностью в России центральный офис МВФ распространил в 10:00 по Вашингтону. Доклад является результатом работы нескольких сессий работы миссий МВФ в России в феврале и марте, работе российского офиса МВФ, формально автором доклада является группа сотрудников фонда во главе с Карлом Хабермайером.
Основываясь на своих материалах, итогах встреч с руководством ЦБ, Минфина и Минэкономики, МВФ дает ряд конкретных рекомендаций на среднесрочную перспективу для поддержания целей финстабильности. Наиболее неочевидное наблюдение МВФ — несмотря на очень высоко оцениваемые успехи команды главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, события 2014–2015 годов ослабили банковскую систему РФ, и в перспективе ей потребуется дополнительный капитал, причем МВФ констатирует, что для этого, возможно, потребуется привлечение «общественных фондов», то есть средств бюджетной системы. Впрочем, стресс-сценарии, рассчитывавшиеся МВФ, позволяют оценить ситуацию даже в худшем случае как «управляемую». МВФ также присоединился к риторике ЦБ о высокой важности для финансовой стабильности в РФ возможностей регулятора по управлению ликвидностью в банковской системе — в дискуссии о госдолге, Резервном фонде и структурном профиците ликвидности МВФ скорее на стороне ЦБ России, нежели на стороне Минфина.
Отдельно упоминается необходимость продолжения и развития «мегарегулятора» финрынков на базе ЦБ в сфере страхового надзора и на рынке ценных бумаг. В числе среднесрочных угроз финстабильности в РФ фонд отмечает высокую зависимость системы страхования вкладов от займов Банка России и призывает минимизировать эту зависимость. Наконец, МВФ внятно говорит о том, что в долгосрочной перспективе для России уместна приватизация госбанков — хотя напрямую государственное владение крупнейшими банками, разумеется, не объявляется системной угрозой, это заключение в докладе FSAP симптоматично.
Дмитрий Бутрин
МВФ выписал диагноз банковской системе России
Банковская система России сохранила стабильность, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию — к такому выводу в марте пришли эксперты Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. Действенными мерами правительства и ЦБ эксперты называли «предоставление ликвидности, поддержку капитала и временные поблажки в сфере регулирования». Основной ресурс развития они видели в снижении роли госбанков и повышении финансовой доступности.
Возможно, в ближайшие годы банковской системе РФ понадобится дополнительная докапитализация, причем в масштабах, которые в ряде сценариев будут чувствительны для бюджетной системы,— это один из выводов доклада МВФ о стабильности финансовой системы в рамках программы FSAP. Другие рекомендации МВФ — продолжить проект «мегарегулятора» ЦБ на страховом рынке и на рынке ценных бумаг, системно решить проблемы зависимости от ЦБ системы страхования вкладов, в долгосрочной перспективе — приватизировать госбанки. Доклад FSAP о ситуации с финстабильностью в России центральный офис МВФ распространил в 10:00 по Вашингтону. Доклад является результатом работы нескольких сессий работы миссий МВФ в России в феврале и марте, работе российского офиса МВФ, формально автором доклада является группа сотрудников фонда во главе с Карлом Хабермайером. Основываясь на своих материалах, итогах встреч с руководством ЦБ, Минфина и Минэкономики, МВФ дает ряд конкретных рекомендаций на среднесрочную перспективу для поддержания целей финстабильности. Наиболее неочевидное наблюдение МВФ — несмотря на очень высоко оцениваемые успехи команды главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, события 2014–2015 годов ослабили банковскую систему РФ, и в перспективе ей потребуется дополнительный капитал, причем МВФ констатирует, что для этого, возможно, потребуется привлечение «общественных фондов», то есть средств бюджетной системы. Впрочем, стресс-сценарии, рассчитывавшиеся МВФ, позволяют оценить ситуацию даже в худшем случае как «управляемую». МВФ также присоединился к риторике ЦБ о высокой важности для финансовой стабильности в РФ возможностей регулятора по управлению ликвидностью в банковской системе — в дискуссии о госдолге, Резервном фонде и структурном профиците ликвидности МВФ скорее на стороне ЦБ России, нежели на стороне Минфина. Отдельно упоминается необходимость продолжения и развития «мегарегулятора» финрынков на базе ЦБ в сфере страхового надзора и на рынке ценных бумаг. В числе среднесрочных угроз финстабильности в РФ фонд отмечает высокую зависимость системы страхования вкладов от займов Банка России и призывает минимизировать эту зависимость. Наконец, МВФ внятно говорит о том, что в долгосрочной перспективе для России уместна приватизация госбанков — хотя напрямую государственное владение крупнейшими банками, разумеется, не объявляется системной угрозой, это заключение в докладе FSAP симптоматично. Дмитрий Бутрин МВФ выписал диагноз банковской системе России Банковская система России сохранила стабильность, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию — к такому выводу в марте пришли эксперты Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. Действенными мерами правительства и ЦБ эксперты называли «предоставление ликвидности, поддержку капитала и временные поблажки в сфере регулирования». Основной ресурс развития они видели в снижении роли госбанков и повышении финансовой доступности.