Банк России может доверить идентификацию клиентов микрофинансовых организаций (МФО) не только крупным банкам, как предполагалось ранее, но и небанковским кредитным организациям (НКО), в том числе системам денежных переводов и электронных денег. Соответствующее указание уже подготовлено ЦБ. Нововведение позволит МФО избежать дополнительных расходов, сэкономив на услугах банков.
В распоряжении "Ъ" оказался проект указания ЦБ, который разрешает проводить упрощенную идентификацию (договора на сумму до 15 тыс. руб.) заемщиков МФО всем банкам, имеющим право привлекать вклады, а также НКО, которые осуществляют денежные переводы без открытия банковских счетов, в том числе системам электронных денег. Особенно это актуально для МФО, занимающихся предоставлением микрозаймов онлайн. Договор с клиентом будет заключаться с помощью электронной подписи, а деньги заемщик сможет получить удобным для себя способом: в точке выдачи, на банковскую карту или на электронный кошелек. В настоящее время проект проходит антикоррупционную экспертизу. В ЦБ на запрос "Ъ" не ответили.
Первоначальная версия данного указания была опубликована на сайте ЦБ весной. Проект был разработан вслед за антиотмывочными поправками, которые с 29 марта нынешнего года дают МФО право привлекать к идентификации своих клиентов банки. Первоначальная версия давала право проводить идентификацию заемщиков МФО только банкам с генеральной лицензией (см. "Ъ" от 22 марта). По состоянию на 1 марта таких игроков было 229. МФО тогда сетовали, что ограничение круга кредитных организаций, допущенных к идентификации их клиентов, вынудит их договариваться с каждым банком напрямую и увеличит их расходы.
Новая версия проекта указания значительно расширяет возможности МФО по идентификации клиентов. По словам заместителя директора СРО "МиР" Андрея Паранича, большая часть онлайн-займов выдается в виде денежных переводов в пунктах выдачи платежных систем, таких как "Рапида" (бренд Contact) и других, которые работают в форме небанковской кредитной организации. НКО в принципе не могут иметь генеральную лицензию на осуществление банковских операций.
Если бы ЦБ допустил до идентификации клиентов только банки с генеральной лицензией, МФО пришлось бы заключать два отдельных договора — с банком, осуществляющим упрощенную идентификацию, и с системой денежных переводов, которая осуществляет перечисление займа клиенту, что увеличило бы затраты. "Из всех заявок, поданных на получение онлайн-займа, одобряется 10-15%, а идентифицировать нужно всех,— рассказывает господин Паранич.— Системы денежных переводов заинтересованы в комиссии, которую они взимают за перечисление денег, поэтому могут провести упрощенную идентификацию недорого или даже бесплатно". Крупные банки в этом не заинтересованы (банки взимают 3-7 руб. за упрощенную идентификацию одного клиента) и на скидки вряд ли пойдут, заключает он. По словам гендиректора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, в случае реализации инициативы по идентификации клиентов только через банки с генеральной лицензией с большой вероятностью рынок онлайн-кредитования прекратил бы свой рост.
Впрочем, не все системы денежных переводов готовы оказывать МФО услуги по идентификации клиентов. "На данный момент нам это неинтересно, мы не видим в этом бизнеса,— признался директор сервиса "Золотая корона — денежные переводы" Иван Ситнов.— Пока объемы, переводимые через нашу систему, несущественны, а проводить идентификацию технологически сложно". А вот представители рынка электронных денег готовы взяться за дело. "МФО активно используют для выдачи и погашения займов предоплаченные карты и электронные кошельки, и нам интересно, чтобы это развивалось",— заявил "Ъ" президент ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.