Самый актуальный российский энергополитический проект, газопровод Nord Stream 2 в Европу по дну Балтийского моря, столкнулся с первым серьезным препятствием. Польский регулятор UOKiK дал отрицательное заключение по проекту, что резко осложняет возможность участия в нем западных компаний. По мнению собеседников "Ъ", наиболее вероятным вариантом развития событий остается компромисс, после того как "Газпром" пойдет на определенные уступки по условиям поставок газа в Польшу. В худшем случае проект придется переформатировать и "Газпром" будет вынужден прокладывать трубу в одиночку.
Польский антимонопольный регулятор UOKiK опубликовал возражения против создания СП "Газпрома" и европейских газовых компаний — Shell, Uniper (бывший E.On), Wintershall, OMV и Engie — для строительства газопровода Nord Stream 2. Пока проектная структура Nord Stream 2 AG полностью принадлежит "Газпрому". Компании подали совместное ходатайство регулятору еще в декабре 2015 года, и тот дважды откладывал вынесение решения, хотя немецкие коллеги выдали аналогичное разрешение давно.
Теперь же UOKiK констатировал, что сделка (по польскому антимонопольному законодательству она характеризуется как слияние) "может привести к ограничению конкуренции". По мнению регулятора, ""Газпром" занимает доминирующее положение в поставках газа на польский рынок и сделка может привести к дальнейшему укреплению рыночной власти компании по отношению к польским клиентам". Эти возражения пока не являются окончательным решением: у компаний консорциума Nord Stream 2 есть две недели, чтобы представить замечания (срок может быть продлен до месяца). "Газпром" от лица членов консорциума заявил, что готовит их, отказавшись от дополнительных комментариев. Без разрешения партнеры "Газпрома" не могут стать акционерами Nord Stream 2 и предоставить проекту финансирование.
Таким образом, если UOKiK запретит сделку, конфигурацию проекта, вполне возможно, придется полностью менять. По мнению собеседников "Ъ", возможны четыре варианта развития событий. Первый, наиболее вероятный,— переговоры и соглашение с регулятором. На самом деле UOKiK уже запустил процедуру переговоров, поскольку в практике регулятора предоставлять вместе с "заявлением о возражениях" и предложения по решению проблемы. По мнению собеседника "Ъ" с польской стороны, регулятор может потребовать определенного изменения параметров контрактов на поставки газа в Польшу, а также гарантий сохранения и независимости от "Газпрома" после постройки Nord Stream 2 существующих схем поставки газа из Германии (об одном из вариантов "Ъ" рассказывал 27 июня). "Разумному регулятору нужен не запрет сделки, ему нужна победа, а именно заставить крупные международные компании согласиться на условия, которые принесли бы максимум пользы польским потребителям",— отмечает один из юристов. Вопрос, как далеко "Газпром" готов зайти ради Nord Stream 2.
Второй вариант, наименее вероятный,— польский регулятор запрещает сделку, и консорциум пытается оспорить это решение. Это можно сделать в специальном суде по антимонопольным нарушениям в Варшаве (первая и апелляционная инстанции), а в случае неудачи передать дело в Верховный суд Польши. Впрочем, статистика споров в пользу регулятора, после поражения в первый инстанции компании, как правило, не идут в апелляцию, а до Верховного суда доходит лишь одно дело из сотни. Игнорировать решение UOKiK сложно, за это может быть наложен штраф в размере до 10% от выручки на рынке нарушения, а также применены "структурные меры". Выручка "Газпрома" через СП Europolgaz за прокачку газа по трубопроводу Ямал--Европа составила в 2015 году около 10 млрд руб., от продажи газа в Польше — около $2,4 млрд.
Третий вариант — консорциум отзывает ходатайство в UOKiK и завершает сделку. По словам собеседника "Ъ", близкого к одной из компаний консорциума, разрешение от регулятора помогло бы снизить юридические риски, но не является абсолютно необходимым. Поскольку на территории самой Польши работы по строительству Nord Stream 2 вестись не будут, прямо повлиять на проект страна не может. Для этого Варшаве придется выносить вопрос на уровень Брюсселя и самой "нести бремя доказывания" факта ограничения конкуренции. Но в этом случае проект окажется в серьезной зависимости от позиции Еврокомиссии, которая уже три года тормозит допуск "Газпрома" к полной мощности первого Nord Stream.
Четвертый вариант — консорциум отзывает ходатайство и переформатирует свою структуру. В конечном счете это означает, что "Газпром" будет строить Nord Stream 2 сам. Это технически наиболее простой вариант, но экономически он будет очень рискованным и лишит монополию всех политических дивидендов, которых она добилась путем привлечения крупных западных партнеров. "Поляки сначала обвиняют нас в монополизме, а потом не дают другим войти в проект, чтобы обвинять было еще удобнее",— иронизирует собеседник "Ъ", близкий к "Газпрому".
Логика привлечения иностранных акционеров в проекты "Газпрома" всегда заключалась в том, что зарубежные партнеры должны уладить регуляторные вопросы "на своей стороне". До сих пор все собеседники "Ъ" были уверены, что власти Германии, для которых Nord Stream 2 важен, сумеют обеспечить поддержку проекта на уровне ЕС. По мнению Андрея Полищука из Raiffeisenbank, текущий демарш Польши — чисто политическая позиция и Германии еще предстоит помочь консорциуму добиться компромисса.