ФОТО KOVROV.PRO
Министерство энергетики Казахстана выступило вчера с сенсационным заявлением, которое озвучил вице-министр Асет Магауов. Суть в следующем, Министерство подготовило приказ о дерегулировании цен на летнее дизтопливо. Проект приказа уже размещен на сайте ведомства и в течении 10 дней, отведенных законодательством на обсуждение его с общественными организациями, он вступит в силу.
«Чем же объясняет высокопоставленный чиновник отказ от привычной системы государственного регулирования цен, в пользу свободного рынка?», - задает вопрос Денис Кривошеев.
«Оказывается, цена на дизтопливо в Казахстане существенно отличается от цены на АЗС приграничных стран и это используют наши соседи, создавая угрозу дефицита.
Далее Асет Магауов говорит, что для снижения этой угрозы необходима возможность дополнительных поставок дизтоплива из соседней России Известно, что Казахстан в достаточном объеме не производит необходимого стране топлива, и не менее трети завозит из России, а при таком диспаритете разве можно запрашивать дополнительные объемы? В Казахстане литр летнего дизтоплива на АЗС стоит 99 тенге, на российских, 185 тенге за литр.
Продавая Казахстану сверх нормы, без изменения внутренней ценовой политики, Россия в некоторых районах рискует и вовсе потерять контроль над собственным рынком. Понятно, что такая высокая цена там складывается не столько из себестоимости, сколько из системы налогообложения, но кого это волнует?
Если можно покупать товар практически в два раза дешевле, морально-этические соображения отходят на второй, а может и третий план», - считает эксперт.
«Вице-министр на встрече дал так же прогноз по цене, по его словам, 115 тенге за литр солярки на казахстанских АЗС, вполне могут устроить все заинтересованные стороны. Вполне резонно предполагать, что такая цена будет обозначена на штандартах АЗС уже к середине августа. Насколько она отражает реалии? По мнению министра, вполне, исходя из здравого смысла не совсем. Но пусть лучше так, чем полное отрицание проблемы.
В течении нескольких последних месяцев о грядущем топливном коллапсе предупреждали. Все причины и последствия были четко прописаны, так же, как и давался ориентир цены. Во всяком случае, дизель уже давно стоит столько же сколько и АИ-92, но у министерства на этот счет совсем другое видение. Хочется напомнить, что несколько дней назад и сам вопрос дерегулирования и дальнейшего повышения цен был под вопросом.
Пресс-секретарь Министерства Аскар Джалдинов, на своей странице в FB написал дословно следующее: «Тут в соцсетях и ватсапе начали вбрасывать информацию о якобы грядущем подорожании бензина всех марок и дизтоплива. Мол скоро как подскочет, аж тяжко станет! Так вот, это ВРАНЬЕ! Минэнерго РК ничего повышать не собирается, потому как бензин марки АИ-92, 95, и т.д. регулируются самим рынком путем спроса и предложений. На сегодня рынок сам определил стоимость АИ-92 в 125 тенге за литр»», - замечает экономический обозреватель.
«В религиозных практиках существует догма, что путь к исцелению, лежит через правду. Опыт тысяч поколений, просто и доступно изложен в коротеньком предложении. Эта жизненная аксиома хороша во всем и применима даже к делам государственной важности.
Можно было долго обманываться и держать доллар, но в конечном итоге пришлось его отпускать и фиксировать невероятные для страны потери, не только финансовые, но и стратегические, такие как просевшая бизнес активность, реализация спроса во вне и прочее.
Министерство энергетики, относит стоимость бензина к политическим вопросам, возможно опасаясь негативной реакции населения, хотя это дело рынка и для контроля вполне достаточно антимонопольного комитета с доставочными полномочиями.
В этой ловушке министерство оказалась, вмешавшись в рыночные процессы, когда цена на нефть била рекорды цены и не вышла, когда та упала до рекордов отрицательных. Стоит ли осуждать? Пожалуй, нет, но мы вправе ожидать от Министерства большей гибкости и умения прогнозировать развитие ситуации, а значит превентивных мер, снижающих риски для рынка и потребителя. Ведь низкая цена при отсутствии товара, не делает его доступнее.
Если вспомнить, что все вызовы вставшие перед Министерством энергетики Казахстана были предсказаны, задолго до их официального признания, то можно попытаться поискать реальность, что бы при этом за нее не выдавало ведомство. А она такова: треть топлива мы завозим из России. Например, цена АИ-92 на границе 110-115 тенге без налогов и сборов, а также транспорта и удовлетворенного желания получить прибыль.
Границы открыты и дешевое казахстанское топливо перетекает в соседнюю Россию и Киргизстан. С одной стороны, это хорошо. Вроде государство получает свое, потребитель свое, но сети и бизнес остаются без прибыли, потому как торгуют на границе себестоимости. Цену подымать придется, все обоснования не раз представлялись читателю.
Видимый горизонт 135-140 тенге за литр, но вопрос диспаритета можно было бы решить, добавив в стоимость топлива налог на транспорт. Есть все основания предполагать, что подобное решение удовлетворило бы всех участников рынка, важно только правильно его администрировать. Собирая его на «пистолете» выиграли бы все.
Производители и импортеры, что не получат дополнительной нагрузки, ведь известно, что первоначальный объем всегда выше, чем тот, что доходит до потребителя. Владельцы транспортных средств, что налог будет зависеть не от объема, а от фактически сожжённого топлива, государство что будет получать налог мгновенно и в полном объеме, наведет порядок с качеством и учетом», - предлагает Денис Кривошеев.
Есть и то, что беспокоит, по мнению эксперта. Асет Магауов заявил, что: «По АИ-80 пока никаких решений не принято, прежняя цена на этот бензин сохраняется, по 89 тенге за литр».
«Несмотря на то, что сам бензин популярностью давно не пользуется, и стратегического интереса не представляет, само его производство и регулирование цены большая угроза для рынка. Недобросовестные участники рынка используют его как дешевую основу для создания более высокооктановых бензинов, получая даже при низкой цене на казахстанских заправках существенную прибыль, при сером экспорте, размер ее увеличивается и может достигать 50-60 тенге с литра», - предупреждает Денис Кривошеев.
Читайте также:
В Астане придумали, как обойти запрет на продажу спиртных напитков
Минэнерго уверило, что стоимость дизельного топлива не превысит 115 тенге
14%-ая ставка вознаграждения по депозитам осталась без изменений
2,6 трлн тенге выделили банки для кредитования торговли в мае 2016
Объем просроченных кредитов по линии Казагро составляет 10-12%
Yahoo! продадут за $4,8 млрд