Власти продолжают атаку на черный аудиторский рынок. Теперь начата работа по введению уголовной ответственности за выдачу заведомо ложных аудиторских заключений. Предполагается, что торгующим заключениями аудиторам может грозить реальный срок. Впрочем, будет ли эта идея доведена до конца, пока вопрос.
Вчера на сайте regulation.gov.ru было опубликовано уведомление о начале разработки законопроекта, вводящего в том числе уголовную ответственность для аудиторской организации или индивидуального аудитора за выдачу заведомо ложного заключения. Согласно паспорту документа, таким будет считаться заключение, выданное без проведения аудита или же с проведением проверки, но когда выраженное в заключении мнение не соответствует проаудированной информации. Как сообщил "Ъ" источник в Минфине, знакомый с ситуацией, текст законопроекта еще только предстоит сформировать. По его словам, Минфин поддерживает идею введения отдельного состава такого уголовного преступления в УК РФ. Он уточнил, что писаться законопроект будет при участии профессионального сообщества.
Идея о введении уголовной ответственности для черных аудиторов, фактически торгующих заключениями, не нова, но до ее практической реализации дело дошло только сейчас. "Еще год назад на совете по аудиторской деятельности при Минфине обсуждалась подобная возможность, однако ее даже не начали реализовывать",— отметил председатель профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков. Дело в том, что правоохранительные органы не приветствуют расширения составов преступлений в УК РФ за счет специальных статей. Тем более что привлечь аудитора за ложное заключение можно и сейчас по статье "Мошенничество". "Но это возможно лишь в ситуации, когда удается доказать умысел и ущерб, причиненный мошенниками тем или иным лицам в результате выдачи ложного заключения, что весьма и весьма непросто",— отмечает председатель московской коллегии адвокатов "Международное партнерство" Татьяна Проценко. В такой ситуации в Минфине намерены бороться за введение отдельного состава преступления. "Мы надеемся найти аргументы, которые убедят наших оппонентов",— отметил источник "Ъ" в Минфине.
Впрочем, пока нет текста поправок, нет ясности: будут внесены поправки в уже действующую статью УК РФ и какую именно или же будет введен отдельный состав. "Сейчас есть ст. 307 УК, предусматривающая ответственность за заведомо ложное заключение эксперта,— отмечает управляющий партнер адвокатского бюро "Коблев и партнеры" Руслан Коблев.— Логично было бы ввести ответственность за заведомо ложное аудиторское заключение путем поправок в эту статью". Есть и другое мнение. "Полагаю, что необходима отдельная статья в Уголовном кодексе, с отдельным составом,— отмечает главный эксперт-координатор Центра финансовых экспертиз Михаил Мухин.— Так как схожих преступлений в кодексе просто нет". Источник "Ъ" сообщил, что ответственность в законопроекте может быть предусмотрена не только в качестве штрафов и исправительных работ, но и в виде реальных сроков. Однако сколько лет тюрьмы может грозить черному аудитору, пока непонятно.
При этом полностью проблему ложных заключений на недостоверную отчетность (в основном банковскую, так как именно там ввиду специфики работы банков с большими объемами чужих клиентских средств сосредоточены основные риски) поправки к УК РФ не решают. "И сейчас, когда возникают вопросы по достоверности заключения, аудитор может заявить, что выводы сделаны на основе представленных клиентом недостоверных документов. Законопроект мало что изменит",— считает Руслан Коблев. Кроме того, статья будет полезна только в случае, если будет работать на практике. "Сейчас сложно предугадать, насколько эффективно будет расследование подобных преступлений,— отмечает Михаил Мухин.— Чрезвычайно много зависит от того, найдутся ли в правоохранительных органах необходимые специалисты, будет ли выделено финансирование на расследование подобных преступлений".
Впрочем, будет ли новая инициатива доведена до конца, тоже вопрос. Последнее время финансовые регуляторы, включая Минфин и ЦБ, очень часто говорят о различных инициативах в области аудита. Однако пока дальше высказывания различных инициатив дело не продвинулось.