Неожиданно резкое снижение инфляции в июле 2016 года стало еще одним сигналом плачевного состояния внутреннего спроса в России. Глава Минэкономики Алексей Улюкаев вчера уже не говорил о предстоящем росте экономики во втором полугодии с уверенностью. Независимые аналитики ухудшили свои оценки относительно перспектив восстановления экономики до конца текущего года еще в июле.
Основные параметры макропрогноза Минэкономики будут в сентябре переданы в Белый дом, однако вчера, комментируя инфляцию, Алексей Улюкаев, который еще совсем недавно был уверен в росте экономики в третьем и четвертом кварталах "квартал к кварталу", заявил: в третьем квартале возможен как небольшой рост, так и небольшое снижение. Весной, напомним, министр прогнозировал увеличение ВВП в третьем квартале в годовом выражении. "По году пока мы исходим из минус 0,2% (роста ВВП), но будем еще уточнять, ситуация пока в неустойчивом таком равновесии",— добавил министр, уточнив, что предложит правительству по-прежнему исходить из среднегодовой цены нефти в $40, хотя пока она составляет $38 за баррель.
Росстат, в свою очередь, во вчерашней сводке сообщил о резком замедлении годовых темпов роста инфляции — с 7,5% в июне до 7,2% в июле 2016 года (подробнее см. "Сегодняшнее число"), а месячный рост цен достиг нижней границы прогноза Минэкономики на июль, составив 0,5%. Аналитики банка ING оценили базовую непродовольственную инфляцию (исключает сезонные колебания цен, цены на табак и бензин) в июле в 0,28% (0,34% в июне), а инфляцию услуг (за вычетом ЖКХ и транспорта) — в 0,2% (0,3% в июне). "Снижение месячной базовой инфляции непродовольственных товаров и услуг является очевидным сигналом слабого потребительского спроса. Базовая продовольственная инфляция незначительно ускорилась, но мы не ожидаем заметного ухудшения ее динамики из-за слабого спроса и хорошего урожая в этом году",— отмечает Дмитрий Полевой из ING.
Напомним, в ЦБ также неоднократно заявляли, что слабый внутренний спрос станет основной причиной замедления инфляции в 2016 году (см. "Ъ" от 29 июля). Комментируя вчера июльскую инфляционную сводку Росстата, глава Минэкономики Алексей Улюкаев заявил, что "с высокой степенью вероятности" показатель к концу года окажется ниже 6%, хотя текущий прогноз министерства составляет 6,5%. Министр, как и ЦБ, ожидает сезонную дефляцию в августе — впервые за пять лет. А это, вероятнее всего, позволит регулятору вернуться к снижению ключевой ставки, если динамика номинальных зарплат и потребления не станет улучшаться неожиданно быстро, на фоне сжатия сбережений (см. "Ъ" от 2 августа).
Между тем после публикации Росстатом макроэкономических данных за июль и пул прогнозистов, опрашиваемых агентством Reuters, ухудшил свои оценки перспектив роста экономики в 2016 году, а в ВШЭ и ЦМАКП вовсе ожидают продолжения рецессии на уровне более 1%, что отражает слабость внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
Обновленный в конце июля консенсус-прогноз экономистов FocusEconomics стран СНГ до 2020 года, который основывается на последних данных моделей прогнозистов 38 крупнейших российских и западных инвестбанков и исследовательских институтов, в отношении России тем не менее несколько улучшился. Теперь он предполагает снижение ВВП РФ в 2016 году не на 0,9%, а на 0,8%, что фактически соответствует прогнозу ЦБ. В 2017 году, согласно оценкам FocusEconomics, быстрое восстановление внутреннего и внешнего спроса приведет к росту экономики на 1,4%.