По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) почти три четверти водителей приобретают полис ОСАГО со скидками за безаварийную езду — однако только десятая их часть пользуется максимальной скидкой в 50%. По словам защитников автомобилистов, страховщики обделили максимальными скидками как минимум несколько миллионов автовладельцев.
По итогам первого полугодия 2016-го 74,6% автомобилистов (49,6 млн человек) приобрели полис ОСАГО с коэффициентом бонус-малус (КБМ) меньше 1. Напомним, КБМ учитывает аварийность водителя при расчете цены полиса. Максимальную скидку, которую можно накопить в ОСАГО — 50% тарифа. По данным РСА, КБМ 0,5 получили около 7 млн водителей. Скидку более 20% (то есть КБМ составляет менее 0,8) имеют 29% автомобилистов (19,5 млн человек). При этом по данным ГИБДД в стране в год происходит около 3 млн аварий, по данным страховщиков, за тот же срок оформляется около 40 млн полисов ОСАГО, однако из этих данных невозможно корректно оценить объем скидок за безаварийную езду, так как статистика подвержена сезонности, а число аварий неравномерно распределяется между водителями.
В РСА утверждают, что проблема некорректного начисления скидок в ОСАГО утрачивает масштабность.
В январе-марте в РСА поступило 6,1 тыс. жалоб граждан на неполучение скидок, в апреле—июне их число сократилось до 3,6 тыс. Кроме того, статистика союза показывает, что количество запросов судов, госорганов и т. д. на выгрузку из системы РСА по жалобам граждан на применение КБМ снизилось с 6,4 тыс. в первом квартале до 5,5 тыс. во втором.
Защитники автомобилистов не верят статистике страховщиков. По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, «водителей, которые заслужили скидку 50%, должно быть существенно больше — как минимум на несколько миллионов человек». По его словам, до 2013 года данные по скидкам и надбавкам в ОСАГО не агрегировались в рамках союза и были внутренним делом компаний. «В итоге много информации утрачено — водитель мог потерять скидку из-за манипуляций страховщика или из-за перерывов в страховании»,— заявил он «Новости Банков».
Глава юридической фирмы «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников считает, что РСА манипулирует данными, включая в статистику тех, кто претендует на скидки владельцев водительских прав, которые никогда не покупали полис ОСАГО. «Я уверен, что те, кто имеет права на скидку, и те, кто реально ее получил при покупке полиса,— это две большие разницы,— говорит юрист,— в расчетах РСА однозначно есть какая-то химия, это игра с мертвыми душами, на которые записываются мифические скидки для более привлекательной статистики».
В настоящее время каждый автовладелец может проверить свой КБМ на сайте РСА.
Татьяна Гришина
Какие новации появились с 1 июля в автостраховании
С 1 июля в системе ОСАГО ожидался старт двух нововведений — запуск продажи электронных полисов юридическим лицам и электронного распределения клиентов на убыточных территориях между компаниями. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уверяли, что у рынка все готово к изменениям. Впрочем, автовладельцам не стоило рассчитывать на устранение очередей в регионах и отсутствие трудностей с покупкой электронного полиса.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) почти три четверти водителей приобретают полис ОСАГО со скидками за безаварийную езду — однако только десятая их часть пользуется максимальной скидкой в 50%. По словам защитников автомобилистов, страховщики обделили максимальными скидками как минимум несколько миллионов автовладельцев. По итогам первого полугодия 2016-го 74,6% автомобилистов (49,6 млн человек) приобрели полис ОСАГО с коэффициентом бонус-малус (КБМ) меньше 1. Напомним, КБМ учитывает аварийность водителя при расчете цены полиса. Максимальную скидку, которую можно накопить в ОСАГО — 50% тарифа. По данным РСА, КБМ 0,5 получили около 7 млн водителей. Скидку более 20% (то есть КБМ составляет менее 0,8) имеют 29% автомобилистов (19,5 млн человек). При этом по данным ГИБДД в стране в год происходит около 3 млн аварий, по данным страховщиков, за тот же срок оформляется около 40 млн полисов ОСАГО, однако из этих данных невозможно корректно оценить объем скидок за безаварийную езду, так как статистика подвержена сезонности, а число аварий неравномерно распределяется между водителями. В РСА утверждают, что проблема некорректного начисления скидок в ОСАГО утрачивает масштабность. В январе-марте в РСА поступило 6,1 тыс. жалоб граждан на неполучение скидок, в апреле—июне их число сократилось до 3,6 тыс. Кроме того, статистика союза показывает, что количество запросов судов, госорганов и т. д. на выгрузку из системы РСА по жалобам граждан на применение КБМ снизилось с 6,4 тыс. в первом квартале до 5,5 тыс. во втором. Защитники автомобилистов не верят статистике страховщиков. По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, «водителей, которые заслужили скидку 50%, должно быть существенно больше — как минимум на несколько миллионов человек». По его словам, до 2013 года данные по скидкам и надбавкам в ОСАГО не агрегировались в рамках союза и были внутренним делом компаний. «В итоге много информации утрачено — водитель мог потерять скидку из-за манипуляций страховщика или из-за перерывов в страховании»,— заявил он «Новости Банков». Глава юридической фирмы «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников считает, что РСА манипулирует данными, включая в статистику тех, кто претендует на скидки владельцев водительских прав, которые никогда не покупали полис ОСАГО. «Я уверен, что те, кто имеет права на скидку, и те, кто реально ее получил при покупке полиса,— это две большие разницы,— говорит юрист,— в расчетах РСА однозначно есть какая-то химия, это игра с мертвыми душами, на которые записываются мифические скидки для более привлекательной статистики». В настоящее время каждый автовладелец может проверить свой КБМ на сайте РСА. Татьяна Гришина Какие новации появились с 1 июля в автостраховании С 1 июля в системе ОСАГО ожидался старт двух нововведений — запуск продажи электронных полисов юридическим лицам и электронного распределения клиентов на убыточных территориях между компаниями. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уверяли, что у рынка все готово к изменениям. Впрочем, автовладельцам не стоило рассчитывать на устранение очередей в регионах и отсутствие трудностей с покупкой электронного полиса.