Еще не все вкладчики Мастер-банка, подпадающие под действие выплаты возмещения, успели получить свои компенсации, как в пятницу, 13-го, регулятор отозвал лицензии еще у трех банков: Смоленского, Банка проектного финансирования (БПФ) и Инвестбанка. Вопрос финансовой устойчивости для банков становится острее: практически никто не сомневается в том, что в 2014 году рынок покинет целый ряд финансовых организаций.
ЦБ определил собственный подход к дальнейшему регулированию банковской системы. Ситуация с Мастер-банком оказалась показательной и изменила стереотипы участников рынка: после нее отзыв лицензии у крупного игрока уже не рассматривается как нечто нереализуемое. Тем более что глава ЦБ Эльвира Набиуллина прозрачно намекнула, что Мастер-банк «не один такой». Собственно говоря, это и было продемонстрировано в последний рабочий день прошлой недели.
«Повышение требований к капиталу нравится нам как аналитикам, вопрос в том, какими методами Центробанк будет руководствоваться в дальнейшем», — полагает аналитик БКС Юлия Сафарбакова. По ее мнению, в ответ на действия ЦБ банки будут более качественно подходить к оценке рисков, закрывать лимиты на контрагентов, кредитное качество которых находится под сомнением. Им теперь есть чего опасаться.
Вслед за Мастер-банком лицензий лишились еще три кредитных организации. По предварительным оценкам, вкладчикам Инвестбанка Агентство по страхованию вкладов (АСВ) вернет 29,4 млрд руб., БПФ и Смоленского — 12,3 млрд и 9,3 млрд руб. соответственно. Многие вкладчики, вернувшие свои деньги, спешат положить их на депозит в те кредитные организации, которые стали операторами для выплаты компенсаций, — в Сбербанк и ВТБ24. Председатель правления Сбербанка Герман Греф уже заявил, что «особых бенефитов» в этом не видит: приток клиентов сторонних банков привел к тому, что в Сбербанке увеличились очереди и, соответственно, ухудшился сервис. При этом отчисления в АСВ он назвал «налогом на Сбербанк». «Нужно понимать, что эти взносы — это специальный налог на добросовестные банки, которые обслуживают недобросовестные», — заявил Герман Греф, отметив, что почти половина фонда сформирована отчислениями Сбербанка.
По мнению большинства аналитиков, тренд последних месяцев очевиден — ЦБ активизировал усилия по выводу с рынка участников по причине плохого финансового положения либо из-за их участия в схемах обналички. Основных механизма действия регулятора два — это отзыв лицензии и санация. Как уже комментировало эту ситуацию АСВ, санация может быть предпочтительной в случае, если у банка есть живые активы. У Смоленского банка, о возможности санации которого говорилось накануне отзыва лицензии, их не оказалось.
Обеспокоенность большинства банкиров после последних событий в банковском секторе растет. «Текущая политика ЦБ уже достаточно жесткая. Нам хотелось бы, чтобы ЦБ, с одной стороны, продолжал делать банковскую систему прозрачнее, с другой — учитывал интересы населения, иначе риски перекладываются на его плечи», — отметила заместитель председателя правления Инвестторгбанка Светлана Крошкина.
Крупнейшие банки на развивающуюся ситуацию смотрят с оптимизмом. Помимо ожидаемого притока клиентов в Сбербанк и ВТБ24 увеличение клиентской базы фиксируют и другие игроки. Некоторые банки делают ставку на проведение сделок по слияниям и поглощениям. «Когда отзываются лицензии, мы больше приобретаем, чем теряем. Например, в кризис 2008 года мы приобрели Газэнергобанк в Калужской области, Банк24.ру, расширили собственную сеть офисов. Сейчас эти банки показывают устойчивую прибыль и рост, если хорошо встанут звезды — купим что-нибудь и на этот раз», — отметил вице-президент Пробизнесбанка Андрей Филь.
Эксперты также отмечают тренд к укрупнению финансовых институтов страны. По мнению аналитика ИГ «Норд-Капитал» Виталия Манжосу, ситуация усиленного регулирования для банковской системы — совершенно нормальна, и не несет каких-либо серьезных рисков. «Наводится порядок в банковской системе, мы наблюдаем то, как запускается монополизация, что вполне соответствует экономической логике нашей страны», — отметил он.
Заместитель начальника аналитического управления компании «Совлинк» Ольга Беленькая уверена, что у банковской системы есть существенный запас прочности, но по отдельности финансовые организации сейчас столкнулись с существенными проблемами: это и стагнация в экономике, высокая долговая нагрузка и, как следствие, ухудшение качества активов, зарабатывать становится сложнее, а маржа находится под давлением. «И тем не менее на уровне системы большой проблемы я не вижу», — отметила г-жа Беленькая.
Дополнительные материалы:
МНЕНИЯ
Екатерина Трофимова,
Газпромбанк, вице-президент, член правления
В 2014 году в целом продолжатся основные тенденции, наметившиеся в последнее время, — замедление роста банковской системы на фоне затухания макроэкономической активности с сохраняющимся давлением на рентабельность, капитализацию и качество активов банков, но в допустимых пределах, не угрожающих основам стабильности банковской системы. Дальнейшего серьезного ужесточения политики Банка России ждать не следует. Политика Банка России и Минфина носит сдерживающий характер и направлена на ограничение роста рисков и повышение эффективности принимаемых решений. В данных условиях продолжающейся перестройки мировой экономики и финансовой системы временное торможение роста экономики и банковской системы России — приемлемая плата за то, чтобы в будущем обеспечить более стабильные темпы роста и снизить риски наступления кризиса. Кроме того, исторический опыт показывает, что периоды замедления — неотъемлемая часть бизнес-цикла любой развитой экономики.
Георгий Писков,
Юниаструм Банк, председатель совета директоров
Политика Центрального банка не становится более строгой, она становится более детальной, более ясной. Можно спорить с теми или иными ее аспектами, но четкость в определении правил игры еще никому никогда не мешала. Отзыв лицензий крупных банков свидетельствует о том, что ЦБ не готов идти на компромисс в области равенства всех перед законом. В 2014 году мы станем свидетелями значительно более осмотрительного межбанковского рынка, отзыва как минимум еще 40—50 лицензий, значительно более консервативного подхода к кредитованию физлиц, дальнейшего снижения ставок по депозитам. Запас прочности населения в нашей стране очень велик, скорее люди просто привыкнут, что банки время от времени теряют лицензии. Значительно более важен вопрос о запасе прочности АСВ, до тех пор пока он достаточен, открытой паники не будет.
Артем Архипов,
ЮниКредит Банк, начальник управлениямакроэкономического анализа и исследований
Паника рождается не собственно фактом отзыва лицензий, а невнятностью объяснений и непрозрачностью причин этого. В связи с этим «устойчивость» населения к отзывам определяется регулятором. Однако стоит отметить, что АСВ в настоящее время готово к любому сценарию — благодаря в том числе и возможности получать значительные средства из Банка России. Поэтому причин для паники у «рядовых» и/или сознательных (чей депозит не превышает застрахованной суммы) вкладчиков нет. Реальной альтернативы банкам в современных условиях, на наш взгляд, не существует. Если есть значительные свободные средства, то можно диверсифицировать, однако все такие формы инвестирования являются заведомо более рискованными, чем банковские депозиты. Приемлемый вариант — долгосрочные инвестиции без спекулятивной составляющей, со структурой сбережений, которая не сильно меняется из-за конъюнктуры.