Статьи по теме
.
Медиахолдинги просят Госдуму и Минкомсвязи объяснить поправки к закону «О СМИ»
.
Издатель Forbes уведомил о 20-процентном барьере Ангелу Меркель
Проблема мошенничества на рынке страховых посредников может решиться уже в начале следующего года. 21 января 2014 года в силу вступают поправки к закону «Об организации страхового дела в РФ», которые увеличивают ответственность страховых агентов и брокеров. К этому моменту Всероссийский союз страховщиков (ВСС) лоббирует создание централизованного реестра агентов. По мнению замгендиректора СК «МАКС» Виктора Алексеева, такая мера благотворно скажется на рынке, однако не решит проблемы, которая приносит многомиллионные убытки страховщикам.
По закону страховщик будет обязан публиковать список посредников на своем сайте, однако, по мнению представителей ВСС, такие разрозненные списки не увеличат прозрачности рынка для клиентов. Именно поэтому необходимо создание и ведение единого списка, подобного реестру агентов по страхованию жизни (есть на сайтах ВСС и АСЖ).
Создание единого реестра страховых посредников повысит профессиональный уровень рынка, полагает Виктор Алексеев из СК «МАКС». «Частично устранятся проблемы недобросовестных агентов, торгующих похищенными или списанными полисами, но полностью проблема не решится», — говорит он, добавляя, что нужно вводить обязательное страхование ответственности страховых посредников или же предоставление банковской гарантии при заключении агентского договора.
Виктор Алексеев непосредственно участвует в процессе решения проблемы — он входит в состав рабочей группы ВСС по подготовке предложений по аттестации страховых агентов.
Проблема мошенничества на рынке посредников стоит остро, говорят страховщики: для большинства компаний — это самый убыточный канал продаж. По словам г-на Алексеева, проблем с посредниками много, но превалируют две из них. Первая — страхование задним числом, то есть выдача полисов уже на поврежденное имущество. Вторая — дебиторская задолженность, или, иными словами, получение от страхователей премии и ее присвоение. И если с первый проблемой большинство страховщиков уже научилось бороться, тщательнее проверяя страховые события, то вторая по-прежнему ставит участников рынка в тупик. Что делать, когда клиент обращается за страховой выплатой, имея на руках полис и документы, подтверждающие его оплату, но при этом выясняется, что в базе страховой компании такого полиса нет, каждый страховщик решает сам.
«В 2010—2011 годах проблема дебиторской задолженности агентов — юридических лиц приобрела для некоторых страховщиков катастрофический характер. По непроверенным данным, например, задолженность агентов перед «Спасскими воротами» составила около 600 млн руб.», — рассказывает Виктор Алексеев. Известны случаи, когда страховые брокеры, получив от компаний тысячи бланков полисов, просто переставали перечислять страховые премии. «Возбуждение уголовных дел и суды практически ни к чему не привели», — добавляет г-н Алексеев.
Проблема порождена самими страховщиками, поэтому и решение ее затягивается, полагает Виктор Алексеев. «Страховщики стремятся во чтобы то ни стало набрать объем страховой премии и пренебрегают требованиями закона о предельных размерах вознаграждения посредникам, — поясняет он. — Если страховщики и далее будут создавать условия для развития сетевых брокеров, заранее закладывающих потенциальное банкротство, проблему не решат никакие единые реестры и предварительные аттестации».
В новой редакции закона «Об организации страхового дела в РФ» полностью переписана 8-я статья, касающаяся деятельности страховых посредников. Помимо ведения реестров закон обязывает страховщиков ввести в агентские договоры положения об ответственности агента, запрещает заключать агентские договоры со штатными сотрудниками, устанавливает предел комиссионного вознаграждения по обязательным видам страхования в размере 10% и др. «Если новый регулятор включит действенные рычаги контроля за соблюдением новых положений закона, то положительный эффект от его введения не замедлит сказаться», — уверен Виктор Алексеев.
Другие настроены не так оптимистично: на 100% проблема не исчезнет никогда, так как играет роль человеческий фактор, уверен начальник дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Противодействие мошенникам лежит не в плоскости закона о страховании, а в сфере деятельности правоохранительной и судебной систем. У нас есть примеры дел, представляющихся нам очевидно мошенническими, которые длятся с 2009 года до сих пор, и перспективы этих дел весьма туманны», — сокрушается г-н Княгиничев.
В необходимости создания реестра уверены все представители страховых компаний, опрошенные РБК daily. «К очевидным преимуществам создания реестров можно отнести невозможность оказания и агентских, и брокерских услуг одним субъектом страхового дела, — считает аналитик департамента аналитики и стратегического развития бизнеса СК «Альянс» Юлия Жигарева. — То есть будет пресечена существующая на рынке практика, когда один посредник фактически представляет интересы и страховщика, и страхователя, получая вознаграждение от обеих сторон сделки».
«Во всяком случае, теперь любой желающий перед тем, как купить страховой полис, сможет легко проверить, действительно ли агент имеет право представлять страховую компанию», — говорит заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. Но это лишь первый шаг: цивилизованный рынок посредников появится в России только тогда, когда страховые агенты превратятся в полноценных сертифицированных финансовых консультантов, уверен он.