Индекс Shanghai Composite с середины июня потерял треть стоимости, несмотря на отчаянные попытки китайских властей остановить панику инвесторов. Китайский фондовый рынок подвели неграмотные инвесторы и торговля с плечом.
Китайские власти, описывая ситуацию на фондовом рынке, не могут избежать слова «паника». «Панические настроения и иррациональная распродажа акций привели к проблемам с ликвидностью на фондовом рынке», — говорится в заявлении комиссии по регулированию рынка ценных бумаг Китая. Ключевой китайский индекс Shanghai Composite, достигший в июне максимальных с конца 2007 года значений, падает четвертую неделю подряд.
Капитализация китайских рынков с пиковых значений 12 июня уменьшилась на $3,5 трлн (для сравнения, общая капитализация всех эмитентов Московской биржи — около $450 млрд). Китайский фондовый рынок официально вошел в «медвежью» зону, пишут аналитики HSBC во главе со стратегом Роджером Си в обзоре «Атлас инвестиций в Китай». Shanghai Composite все еще торгуется на 10% выше, чем в начале года, а по итогам вчерашних торгов все же сумел отыграть 5,8% — это рекордный дневной рост с 2009 года. Тем не менее рынок, несмотря на прямую поддержку государства, «потерял спокойствие и инвесторы спешат выйти из акций», отмечают аналитики Bank of America Merrill Lynch во главе со стратегом Дэвидом Куи в обзоре «Китайские акции: коррекция может распространиться далеко за пределы фондового рынка».
Миллионы частных инвесторов
За последний год китайский фондовый рынок вырос почти в 2,5 раза за счет розничных инвестиций и увеличения объема торговли ценными бумагами с плечом, то есть на заемные средства. Факторы, позволившие крупнейшей азиатской бирже расти такими темпами, в то же время сделали китайский рынок нестабильным и непредсказуемым, пишет Куи.
Согласно статистике China Securities Depository and Clearing Corporation, с начала года на Шанхайской бирже было открыто около 10 млн инвестиционных счетов — больше, чем в 2012 и 2013 годах вместе взятых. Две трети новых инвесторов так и не закончили школу, покинув ее в возрасте до 15 лет, треть — до 12 лет, пишет Bloomberg. Аналитики Deutsche Bank в обзоре «Безумие китайского рынка» отмечают, что 6% новых инвесторов не умеют читать и писать.
Падение дракона
На частных инвесторов во время ралли китайских акций, начавшегося во второй половине 2014 года, приходилось около 90% дневного торгового оборота. «Они часто торгуют, основываясь на собственной интерпретации намерений государства, слухов, краткосрочных настроений. Это наименее опытные инвесторы на рынке, история показывает, что большинство из них в итоге теряют деньги», — пишут аналитики BofA.
Триллионы юаней в долг
К буму частных инвестиций во многом привело появление инструментов, позволяющих торговать на заемные средства. К маю 2015 года количество счетов, с которых инвесторы торговали с плечом, выросло до 7,2 млн, удвоившись по отношению к маю 2014 года.
Объем заемных средств, используемых для игры на фондовом рынке, вырос до 2,3 трлн юаней ($370 млрд), это 9% от общей капитализации рынка.
Дополнительные средства для торговли на бирже инвесторы получали также через структурированные продукты, например фонды взаимных инвестиций, или по другим каналам, например через внебиржевой рынок или взаимное кредитование физических лиц (так называемое peer-to-peer кредитование), пишут аналитики HSBC. По их подсчетам, эти типы фондирования могли принести на рынок 1,4 трлн юаней ($225 млрд), или 60% от общего объема средств брокеров.
В целом на торги с плечом приходится 16% рынка, что делает его неустойчивым. «Избавление от позиций, приобретенных на заемные средства, создало нисходящую спираль, которую мы видели на китайском рынке с середины июня», — говорится в обзоре HSBC. По их подсчетам, сейчас доля торгов на заемные средства уменьшилась с пика в 22%, зарегистрированного 18 июня, до 16%.
Переход богатства к профессионалам
«Корпоративные инсайдеры» — топ-менеджмент компаний, владельцы крупных пакетов акций — во время роста рынка активно продавали бумаги компаний, пишут аналитики HSBC.
За первые пять месяцев 2015 года китайские эмитенты привлекли
529 млрд юаней ($89 млрд), что на 77% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но покупали эти акции не крупные инвесторы — они за тот же период продали акций на 360 млрд юаней ($58 млрд). Для сравнения, за весь 2014 год продажи крупных игроков составили 190 млрд юаней ($30 млрд), за 2013 год — 100 млрд юаней ($16 млрд). В конечном счете результатом стал переход богатства от людей с улицы к профессионалам, включая многих мажоритарных акционеров, которые зафиксировали прибыль, пишут аналитики BofA.
Чтобы избежать дальнейших продаж со стороны «корпоративных инсайдеров», в среду, 8 июля, комиссия по регулированию рынка ценных бумаг КНР ввела шестимесячный мораторий на продажу бумаг публичных компаний мажоритариями. Китайский регулятор потребовал, чтобы инвесторы, владеющие пакетами акций торгуемых компаний более чем в 5%, сохраняли свои позиции в течение шести месяцев. Запрет на продажу бумаг касается не только акционеров публичных компаний, но и их топ-менеджеров, контролирующих значительные доли. В обнародованном сообщении комитета говорится, что игнорирование нового правила будет «всерьез воспринято» регулятором. В результате значительная часть инвесторов оказалась заблокирована, более 1,3 тыс. компаний приостановили торговлю на биржах, и это способствовало заморозке акций на $2,6 трлн, или 40% рыночной капитализации.
Запоздалая реакция
Падение рынка, возможно, началось с попытки китайских властей охладить рынок: в начале июня комиссия по регулированию рынка ценных бумаг ужесточила правила торговли, и это могло спровоцировать распродажу. Инвесторы поспешили снизить объем заемных средств, и процесс их выхода из акций вызвал лавинообразный эффект, говорится в обзоре HSBC.
В попытке остановить падение рынков китайские власти предприняли уже несколько шагов. 27 июня Народный банк Китая объявил о снижении процентных ставок и резервных требований. Китайский центробанк пообещал предоставить дополнительную финансовую помощь компаниям, скупающим на рынке акции. В частности, такую поддержку планируется оказать China Securities Finance Corporation. «Компания будет поддерживать стабильность голубых фишек и обеспечивать ликвидностью торговцев ценными бумагами», — заявил официальный представитель комитета по контролю над ценными бумагами КНР Дэн Гэ.
Также финансовые власти Китая намерены создать стабилизационный фонд. Более 20 крупнейших брокеров инвестируют в него сумму, равную 15% собственных чистых активов (не менее $19,3 млрд). Деньги пойдут на покупку паев биржевых фондов (ETF), инвестирующих в крупные компании.
Кроме того, 8 июля Китай ввел запрет на продажу акций госкомпаний на фондовых рынках, пытаясь «погасить аномальные колебания на внутреннем рынке», конечно, в интересах инвесторов. Запрет распространяется на десятки крупнейших корпораций КНР, среди которых авиастроительные, судостроительные, энергетические, телекоммуникационные, автомобильные холдинги и предприятия из других отраслей.
«Правительство поздно спохватилось и не было готово к потенциальному снижению (мы подозреваем, что это произошло из-за отсутствия понимания реальных размеров торговли на заемные средства). Меры, которые оно предлагает, запаздывают», — пишут аналитики BofA.
Бизнес и сам реагирует на падение рынка. 28 китайских компаний, получивших разрешение на проведение IPO от органов в сфере контроля над ценными бумагами, объявили, что отложат последующий выпуск акций из-за колебаний на фондовом рынке. А многие из тех, кто уже разместился, решили самостоятельно приостанавливать торги, увидев в этом самый простой способ остановить падение своих котировок посреди рыночного обвала. По данным Bloomberg, четверть компаний, зарегистрированных на биржах КНР, заморозили торги своими акциями на $1,4 трлн.
Вверх или вниз
Мнения о том, куда китайский рынок двинется дальше, расходятся. «Даже после такого падения китайский рынок выглядит дорогим, и если не принимать во внимание коротких технических отскоков после стабилизации ситуации, мы считаем, что он может войти в многолетний «медвежий» тренд», — пишут аналитики BofA. Экономический рост страны замедляется, прибыль компаний падает, растет риск возникновения полноценного финансового кризиса, объясняют они.
Аналитики Credit Suisse считают, что в Китае уже образовалось три пузыря — кредитный, инвестиционный и на рынке недвижимости. Все это происходит на фоне дефляции промышленных цен, рекордно низкого роста депозитов, которые являются основным внутренним источником ликвидности, оттока капитала и падающих цен на жилье, считают они.
С ними не согласны аналитики HSBC: говорить о рыночном коллапсе преждевременно. Здоровый рынок воспринимается властями Китая как критически важное явление для экономики. И становится все более очевидно, что рынок будет пользоваться сильной поддержкой властей, у которых есть инструменты для стабилизации ситуации, считают они. К тому же иностранные инвесторы, которым сейчас принадлежит только 1,5% акций на китайском рынке, будут увеличивать свои позиции, если Китай продолжит открывать для них рынок, пишут они.