пишет Reuters, крупнейшему банку США придется заплатить гигантский штраф, чтобы закрыть скандал, связанный с их трудоустройством. Сыновья и дочери официальных китайских лиц получали банковские должности в расчете на ответные услуги родителей. Понятно, что речь шла не о местах секретарш, уборщиков или посыльных. JP Morgan — не первый и не последний крупный банк, уличенный в подобной кадровой политике.
Совокупная сумма штрафов, по данным Reuters, составит $264 млн. Из них примерно $130 млн будет выплачено Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC).
Дело обойдется без выдвижения обвинений против кого-либо из руководства банка
$72 млн получит министерство юстиции. Наконец, $61,9 млн перейдет Федеральному резерву, который таким образом наказал банк за «опасную и нездоровую практику». По условиям сделки со следствием и регулятором, дело обойдется без выдвижения персональных обвинений против кого-либо из руководства банка или одаренных финансистов из рядов китайской молодежи.
Заинтересованные стороны избегают комментариев. Имена не разглашаются. Последнее тоже понятно: вряд ли в деле фигурируют имена детей неприметных чиновников. SEC начала свое расследование еще в 2013 году. Практически одновременно делом заинтересовалось министерство юстиции. Следствие взялось выяснить, не вступают ли действия JP Morgan Chase в противоречия с законом США о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act).
Судя по суммам штрафов, закон был все-таки нарушен. Причем весьма существенно. Это подтверждается и информацией Reuters. В 2006–2013 годах банк нанял в общей сложности около 200 человек по просьбам клиентов из Азии и должностных лиц из китайских государственных компаний. Как правило, прием на работу детей полезных родителей осуществлялся в обход обычных корпоративных процедур. Для этих целей в азиатском подразделении банка даже существовала отдельная программа с красноречивым названием «Сыновья и дочери».
Получившее широкую огласку дело вызвало дискуссию на Уолл-стрит, нужно ли подходить с американскими стандартами к ведению бизнеса в других странах. И можно ли считать оказание деликатных одолжений иностранным официальным лицам криминальным поведением, говорится в публикации Bloomberg на эту же тему.
«Родственные» связи с крупными политиками способны обернуться выгодой в любой стране
Инвестиционные банки успели накопить солидный список подобных нарушений. В последние годы под пристальным вниманием американских властей оказались также HSBC и Goldman Sachs. «Родственные» связи с крупными политиками способны обернуться выгодой в любой стране. Однако особо плодотворными они могут стать именно в Китае, где личные связи «играют критическую роль при принятии деловых решений», подчеркивает Reuters в еще одной корреспонденции.
Покупка расположения влиятельных лиц в обмен на услуги их родне — давно освоенный прием в инвестиционном бизнесе. В начале лета «Новости Банков» со ссылкой на The Telegraph упоминал о другом похожем деле, обошедшем мировую прессу. Оно было не настолько крупным, но очень экзотичным.
Goldman Sachs устроил стажировку брату одного из ключевых руководителей фонда
В нем фигурировали дорогие рестораны и отели, перелеты первым классом и услуги интимного свойства. Желтым изданиям было где порезвиться.
Главным героем скандала, тянувшегося еще с 2008 года, стал Goldman Sachs. А жертвой — ливийский суверенный фонд. Все началось с того, что банк устроил стажировку брату одного из ключевых руководителей фонда. И сумел получить, действуя подобными методами, возможность влиять на инвестиционные решения. Многие из них, по мнению ливийской стороны, оказались заведомо убыточными.
Дело было передано на рассмотрение в высокий суд Лондона. Тогда и всплыли пикантные подробности. Ливийцы требовали возмещения убытков в размере $1,2 млрд. Банк, со своей стороны, утверждал, что давал верные советы и оправдывал потери состоянием финансовых рынков.
Министерство юстиции ведет похожее расследование в отношении пяти неназванных банков
В итоге, как писала в октябре The New York Times, британский суд пришел к выводу, что дорогостоящие услуги Goldman Sachs «не выходили за рамки теплых и взаимовыгодных отношений, которые складываются между банком и клиентом». К вопросу о «теплых» родственных связях судья не возвращался. Власти Ливии не исключают, что оспорят приговор.
Подводя итог истории с JP Morgan Chase, Bloomberg предупреждает, что тема не закрыта. Министерство юстиции ведет похожее расследование в отношении по меньшей мере еще пяти неназванных банков с Уолл-стрит.