Генпрокурор заявил - уголовные дела, как дубина по выбиванию долгов.
Генеральный прокурор РК Жакип Асанов озвучил имеющие минусы уголовной системы, передает корреспондент Zakon.kz.
«Какие пять минусов мы увидели за эти два года. Один из основных – это то, что по-прежнему много жалоб на следствие. Ежегодно и до новых Кодексов и сейчас более 100 тысяч дел в год. Ввели разумные сроки следствия, ожидали ускорения процесса, а что имеем? В 2015 году свыше установленных сроков расследовано в 1,5 раза больше, чем при старом УПК, то есть оперативного следствия мы не получили», - сказал он в ходе Парламентских слушаний на тему «Дальнейшая модернизация уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства РК».
По его словам, адвокатам дали право собирать материалы, проводить экспертизы, опрашивать.
«Все это должно было приобщаться к делам, но следователи отказываются их принимать, и адвокаты вынуждены идти к судьям. Вот такая волокита у нас получается, потому что все это неточно отражено в УПК», - указал глава надзорного ведомства.
«Нет четкой грани между уголовными и гражданскими правоотношениями. Каждое третье дело по мошенничеству оказалось гражданским спором, то есть уголовные дела как дубина по выбиванию долгов. Надо отделить хозяйственные споры от криминала. Четыре месяца назад наша служба экономических расследований расследовала 9 тысяч уголовных дел. Мы проверили - половина начата незаконно. А каждое уголовное дело – это 3 месяца прессинга бизнеса, компании банкротились, люди лишались работы, казна теряла налоги. Регистрация таких дел сегодня уже в три раза меньше, работу продолжаем и доведем ее до конца», - добавил Ж.Асанов.
Следующие минусы касаются доказательной базы и наказания.
«По наказаниям - уголовные штрафы мы включили в санкции всех преступлений небольшой и средней тяжести, но они не заработали. Во всем мире штраф – самое действенное наказание. Однако, как и шесть лет назад, их применяют к менее 5% осужденным. Другой минус - это доказательство. Двое-трое дают показания на начальника. В обмен их не сажают в тюрьму, других улик нет. Достаточно ли это для обвинительного приговора, нет ли здесь оговора ради собственной свободы?», - задается вопросами Генеральный прокурор.
Еще несколько минусов относятся к делам о побоях и о полномочиях следователей и прокуроров.
«Также побои - это семейное бытовое насилие. Мы хотели сделать лучше. Побои из КОАП перевели в УК РК. Думали, ужесточим наказание. Но жертвы насилия стали более уязвимы. Почему? Потому что все бремя доказывания переложили на жертву. Полиция самоустранились, потому что по закону она не обязана и не имеет права, так как дела стали относиться к частному обвинению. То есть жертва должна сама найти свидетелей, соседей, отобрать объяснения. И более того в суде доказывать насилие над собой», - пояснил он.
По его данным, если в 2014 году, то есть до принятия нового УК РК, наказаны были 6 тысяч семейных дебоширов, то в прошлом году в 10 раз меньше. «Это большой минус нашего УК и мы признаем это. Раньше агрессора по КОАП сразу закрывали на 15 суток и у него было достаточно времени, чтобы подумать о своем поведении. Пятый минус - УПК не снял извечный вопрос о полномочиях следователя и прокурора», - заключил Ж. Асанов.