.full_story p { font-family: Times New Roman!important; background: none !important; font-size: 16px !important; margin-bottom: 2px !important; margin-left: 0px !important; text-indent: 20pt !important; } .full_story a { font-family: Times New Roman!important; font-size: 16px !important; color: #000080!important; font-weight:bold!important; } .full_story span { font-family: Times New Roman!important; background: none !important; font-size: 16px !important; margin-bottom: 10px !important; text-indent: 20pt !important; text-align:none!important; } .full_story span.s1 { font-family: "Times New Roman"!important; font-size: 16px!important; display:block; font-weight: 700!important; line-height: 18px!important; margin: 0px 0px 0px 0px!important; text-align:center!important; } .full_story i { font-style:italic!important; } .full_story img { height:auto!important; max-width: 100%; } .news_area h1 { font-family: "Times New Roman"!important; font-size: 16px!important; display:inline; font-weight: 700!important; line-height: 18px!important; margin: 0px 0px -10px 0px!important; text-align: center!important; } .S3, .s3 { color: #FF0000!important; font-style: italic; } .MsoNormalTable td {padding:10px!important;} .MsoNormalTable td p {text-indent:0px!important}
Новая модель госслужбы
Сахибам Садырова
В Казахстане сократят сроки конкурсов для отбора кандидатов на государственную службу.
Об этом в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК сообщил председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК Кайрат Кожамжаров.
Презентуя вниманию депутатов проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в РК по вопросам госслужбы», К. Кожамжаров отметил, что основанием разработки данного документа послужили поручения Главы государства от 14 июня и Национальной комиссии по модернизации от 15 апреля. Законопроектом совершенствуется порядок поступления на госслужбу, а также прорабатываются идентичные требования стандартов правоохранительной и государственной служб.
Докладчик перечислил каждый блок поправок. Во-первых, будет пересмотрен порядок пополнения кадров. Как известно, в настоящее время отбор кандидатов проводится по трем критериям. Претендент отбирается среди служащих госоргана, где имеется свободная вакансия. Если в их числе нет достойных, то отбор проходит среди служащих всех госорганов. В случае, когда не определяется победитель, объявляется общий конкурс.
- С начала года в два раза увеличилось число претендентов, поэтому 65 процентов пустующих мест будут заполнены по текущему отбору кадров. Сейчас конкурсы проводятся строго в три этапа, а это занимает от 16 до 52 рабочих дней. Длительный процесс отбора приводит к кадровому дефициту, особенно в сельской и районной местностях. Поэтому конкурс по двум этапам позволит быстрее заполнить пустующие места, - сказал председатель Агентства.
По его словам, при решении вопроса быстрого замещения одновременно будет обеспечен контроль за соблюдением принципа меритократии. Для этого будут определены случаи, когда второй внутренний конкурс не будет проводиться (во время поиска кандидатов с узкой специализацией, а также при отборе на
руководящие должности). Такой подход позволит выполнить требования к карьерной модели продвижения с нижестоящих на вышестоящие должности.
Во-вторых, облегчается распределение служащих корпусов «А» и «Б». Сейчас претенденты на нижестоящую должность назначаются по решению
Нацкомисии по кадровой политике. Законопроектом предлагается наделить такими полномочиями и Агентство.
- На сегодня эта практика применяется при переводах служащих категории «Б». Агентство в таких случаях дает заключение о соответствии кандидата квалификационным требованиям. Если для кандидатов корпуса «А» не устанавливается требование наличия соответствующего образования, то для занятия должности корпуса «Б» это обязательное условие, - уточнил докладчик.
В-третьих, переносится срок тестирования кандидатов на службу в правоохранительных органах. По действующему закону такое требование вводится с 1 января следующего года, однако Глава государства дал поручение внедрить эту систему в этом году.
В-четвертых, в Антикоррупционную службу поступило предложение от депутатов ввести должности, по которым возможно присвоение высшего квалификационного класса третьей категории.
Резюмируя выступление, спикер отметил, что законопроект не повлечет негативных социально-экономических, правовых последствий, а также финансовых затрат из бюджета.
В ходе обсуждения документа депутат Амангельды Дауренбаев поинтересовался, готово ли Агентство к проведению тестирования с учетом сокращения сроков тестирования.
- Агентство полностью готово к его проведению. Тестовые вопросы готовы, их уже утвердили. На указанные должности ежегодно претендуют 42 тыс. человек. Мы подготовили 360 специалистов для проведения аттестации. По нашим прогнозам, в этом году в правоохранительные органы придут около 37 тыс. претендентов, - ответил Кайрат Кожамжаров.
Депутат Мансурхан Махамбетов отметил, что в последнее время очень много говорят о принципе меритократии на государственной службе. С принятием нового Закона «О государственной службе» наблюдается положительная тенденция. Новая карьерная модель позволяет перемещаться на вышестоящие должности с низовых позиций. Так, повышение получили свыше трех тысяч
госслужащих. Однако открытым остается вопрос о прозрачности отбора кадров в правоохранительные органы.
- Мы видим, что в законопроект вы вводите отдельные элементы принципа меритократии. Теперь кандидаты на работу в правоохранительные органы будут проходить два конкурсных этапа: на знание законов и оценку личностных качеств. Достаточно ли этих мер по обеспечению принципа меритократии на правоохранительной службе? - спросил депутат.
Председатель Агентства дополнил, что в 2011 году принят Закон «О правоохранительной деятельности», в котором одним из основных требований стало унифицирование условий прохождения службы для всех правоохранительных органов.
- На сегодня принцип практически не действует, каждый орган самостоятельно формирует по своим правилам отбор, определяет перечень должностей, который замещается через конкурсы. Поэтому мы предложим унифицировать порядок отбора, прохождения, а также перечень должностей, - пояснил докладчик.
В свою очередь, депутат Светлана Бычкова уточнила, что законопроектом предлагается норма, которая касается перехода служащего корпуса «А» на должности корпуса «Б». Однако это не решает проблем, связанных с корпусом «А».
- Сегодня действует очень сложный механизм отбора в резерв корпуса «А». Вместе с тем отобранные лица по прошествии двух лет исключаются из него автоматически. Даже при наличии вакансии получить назначение из резерва на должность в корпус «А» очень трудно. На эти должности привлекаются одни и те же лица, которые переходят из одного госоргана в другой. Имеется вероятность формирования «закрытого клуба». Это обстоятельство дискредитирует карьерное продвижение госслужащих. Будут ли изменены подходы к отбору в резерв корпуса «А»? - поинтересовалась С. Бычкова.
К. Кожамжаров признал, что в этом плане существует проблема. Сейчас Агентство изучает данный вопрос, чтобы в последующем разработать пути решения.
- Есть дисбаланс на определенные вакантные места. Например, на пост акима района на сегодня претендуют 105 человек. А на четыре вакансии членов ревизионной комиссии в областях всего один. Больше половины претендентов исключаются за истечением срока. Это на самом деле вызывает недовольство. Изучая опыт других стран, мы видим, что там есть прямое поступление в течение десяти дней без формирования кадрового резерва, - сказал глава Агентства.
Также парламентарии подняли вопрос командных перемещений на государственной службе.
- В прошлом году, когда мы работали над новой редакцией Закона «О государственной службе», остро стоял вопрос о необходимости исключения командных перемещений. Это действительно волнует общество. Люди не одобряют, когда при смене начальства начинается перемещение из одного органа в другой его доверенных лиц. Такие процессы всегда на виду, - подчеркнул мажилисмен Се-рик Сейдуманов.
Комментируя ситуацию, Кайрат Ко-жамжаров отметил, что на сегодняшний день в 25 раз сократилось количество внеконкурсных назначений.
- То есть руководство стало реже нарушать требования. Также мы видим, что там, где меняется руководство, идет отток кадров. Причины указываются разные: по собственному желанию, переход на другую должность и т.д. Но мы понимаем, что там скрыты более глубинные причины. Согласно законодательству Агентство имеет право вмешиваться в данную ситуацию, только если поступает заявление. Однако в текущем году таких случаев не было, - пояснил председатель Агентства.
Путем голосования депутаты поддержали принятие документа. Спикер Мажи-лиса выразил надежду, что одобренный законопроект будет способствовать продвижению добросовестных работников по карьерной лестнице с учетом знаний, накопленного опыта, а в конечном итоге - повышению эффективности государственного аппарата. Сама унификация государственной и правоохранительной служб обеспечит их консолидацию в рамках единой цели - служить Президенту и народу.
22 ноября 2016, 16:22
.source_link a {font-size:14px!important;} Источник, интернет-ресурс: Садырова С.