Остатки ОФЗ уйдут в "Российский капитал"
Полученных средств банку не хватит на санацию СУ-155
Банк "Российский капитал" получит остаток от программы ОФЗ, около 900 млн руб., которые предназначались Азиатско-Тихоокеанскому банку (АТБ). На этом программу докапитализации российских банков объемом 1 трлн руб. можно считать полностью исчерпанной. Но хотя "Российский капитал" получит по этой программе в два раза больше средств, чем планировалась изначально,— 19,8 млрд руб., на непрофильную санацию девелопера СУ-155 ему необходимо еще столько же.
О том, что банку "Российский капитал" увеличат капитал еще на 875 млн руб., "Ъ" рассказали источники, знакомые с обсуждением. "От 1 трлн руб., выделенного в 2015 году на поддержку банковского сектора, нераспределенной осталась сумма 875 млн руб., которая была предварительно одобрена Азиатско-Тихоокеанскому банку в рамках второго этапа докапитализации региональных банков,— говорит один из собеседников "Ъ".— Поскольку АТБ — единственный из пяти региональных банков, чью заявку не согласовал регулятор, то в конце октября он сам отозвал заявку на участие в программе". В АТБ вчера сообщили, что отказались от получения ОФЗ по причине жестких требований к банкам-участникам и потому, что условия программы "экономически неоправданны". В АСВ не ответили по существу.
Это второй случай за время действия программы, когда банк, включенный в список по формальному критерию — размеру капитала, в итоге не был одобрен ЦБ. Впервые подобная ситуация произошла с банком "Югра", который тоже отозвал заявку на участие, не получив одобрения ЦБ. 9,9 млрд руб., не выданные "Югре", также получит "Российский капитал".
С учетом этой суммы фактически весь триллион рублей будет распределен между 34 российскими банками. Из них "Российскому капиталу" достанется 19,8 млрд руб. (с учетом последних поступлений), хотя это единственный банк, объем докапитализации которого никак не зависит от размера его капитала. У всех остальных банков господдержка не может превышать 25% капитала, а у "Российского капитала" эти показатели фактически совпадают — на 1 января 2015 года собственные средства банка, согласно отчетности, составляли 21,45 млрд руб. Такая масштабная господдержка аргументирована огромной "дырой" в девелоперской компании СУ-155, которую "Российский капитал" санирует с осени 2015 года. Однако считается, что даже с учетом дополнительно получаемых ОФЗ банку необходимо еще около 20 млрд руб. (см. "Ъ" от 10 октября).
При этом активная капитализация "Российского капитала" в рамках госпрограммы ОФЗ происходит на фоне грядущих изменений в его судьбе. В обозримой перспективе АСВ — выйти из капитала банка: на этом категорично настаивает ЦБ (см. "Ъ" от 21 октября). Потенциальный его приобретатель — Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. По информации "Ъ", в правительстве уже второй месяц ведется дискуссия о схеме и параметрах передачи "Российского капитала". "Ключевой вопрос — в оценке актива,— говорит один из собеседников "Ъ".— Банк получил 12 млрд руб. на оздоровление в 2009 году, и эти средства государству никто не возвращал. Понятно, что надо дорезервировать значительную часть портфеля, и вопрос в том, как это отразить в стоимости банка".
Даже по российской отчетности "Российского капитала" (отражает только просроченную часть, а не весь проблемный кредит) уровень просроченной задолженности на 1 ноября 2016 года составил 24%. "Таким образом, почти четверть кредитного портфеля — около 45 млрд руб.— представлено неработающими активами,— указывает старший аналитик "Эксперт РА" Павел Жолобов.— При этом сформированные резервы на возможные потери составили лишь 17 млрд руб. В связи с этим, учитывая значительный потенциал для доформирования резервов, в объеме, сопоставимом с 80% собственных средств банка, и его динамику, сложно ожидать, что он может быть оценен более чем в 15% капитала (по отчетности по РСБУ капитал банка составил 35 млрд руб.)". С учетом же текущего слабого спроса на банковские активы найти рыночного покупателя, который заплатит значимую сумму за банковский актив со столь серьезными проблемами, будет крайне сложно, добавляет он. "Поэтому 15% от капитала может быть лишь ориентиром для определения нерыночной цены передачи актива от одной госструктуры к другой",— считает господин Жолобов.