Банк «Открытие» был сформирован в результате интеграции более чем 10 банков различного масштаба, в том числе таких крупных федеральных как НОМОС-БАНК, Ханты-Мансийский банк и банк «Петрокоммерц». Об интеграции ИТ-систем рассказывает вице-президент, директор по информационным технологиям банка «Открытие» Кирилл Меньшов.
Поглотить и унифицировать: рассказывают ИТ-директора российских банков Последние несколько лет для российской банковской отрасли стали периодом слияний и поглощений. Как же переживают это время специалисты по информационным технологиям, на долю которых выпала непростая задача унифицировать ИТ-системы?
Как проходит унификация ИТ-систем объединяющихся банков?
Это довольно долгий процесс. Когда два банка объединяются, дублирующиеся системы исчисляются десятками, если не сотнями, и находятся в очень разных областях: начиная от автоматизации самого ИТ-департамента и заканчивая бизнес-приложениями. Обычно мы поступаем следующим образом: либо заранее, либо после того, как произошло юридическое объединение, проводится оценка всего, что есть на обоих ландшафтах, затем решения принимаются по каждой системе в отдельности.
Самая большая сложность — нащупать баланс между доступностью и устойчивостью системы, планами развития бизнеса и необходимостью проводить интеграцию
Сначала принимаются глобальные решения, касающиеся развития ключевых направлений бизнеса: розничного, малого, среднего, корпоративного и инвестиционного бизнесов. На основе глобальных решений уже определяется судьба вспомогательных и второстепенных систем. Отдельно принимается решение о том, как будет развиваться само ИТ-подразделение и какие ИТ-системы будут в нем использоваться.
Дальше все это накладывается на единую временную шкалу, оценивается, какие проекты одновременно с интеграцией будут исполняются на ландшафте банка, определяется приоритетность интеграции относительно проектов развития в каждом бизнес-домене, и принимается опорная дорожная карта, по которой будет исполняться объединение ИТ-систем.
Какие сложности возникают при интеграции?
Самая большая сложность — нащупать баланс между доступностью и устойчивостью системы, планами развития бизнеса и необходимостью проводить интеграцию.
Сколько времени занимает весь процесс?
Срок сильно зависит от того, о каких системах мы говорим. Если это достаточно простые системы, например, SWIFT, то срок исчисляется неделями и месяцами. Если мы говорим о больших банковских системах, то от полугода до полутора лет и зависит от сложности и главное — от приоритетов.
Как правило, банк не останавливает свое развитие, поэтому довольно сложно вписать в текущие темпы развития еще и работы по объединению ИТ-систем. В целом, срок во многом зависит от того, какие проекты исполняются параллельно с интеграцией.
Насколько затратна интеграция?
Как правило, объединение ИТ-систем не требует внешних трудозатрат и выполняется штатными ИТ-сотрудниками. На отдельные работы банки иногда нанимают внешние компании и консультантов.
Бывает, что для проектирования целевого ИТ-ландшафта нанимаются сторонние консультанты. Это может стоит от 5 млн до 20 млн рублей в зависимости от глубины проработки и выбранной компании.