Владимир Путин вчера назначил 34-летнего Максима Орешкина на должность министра экономического развития. Похоже, это решение — способ нейтрализовать негативные настроения рынков после ареста Алексея Улюкаева: ровно так же после ареста Михаила Ходорковского и «дела ЮКОСа» российское правительство ускорило либерализацию российского рынка акций для иностранных инвесторов, сняв ограничения для иностранных инвесторов на покупку акций «Газпрома» и акций банковских эмитентов.
Назначение Максима Орешкина — позитивно для рынка… В Минфине Максим Орешкин официально отвечал за бюджет и макроэкономические прогнозы, но, по мнению участников рынка, его главной обязанностью было размещение российских евробондов и переговоры с рейтинговыми агентствами по сохранению российского суверенного рейтинга. Его хорошо знают в инвестиционном сообществе; до прихода на министерские должности он долгое время работал в ВТБ Капитале и в ряде частных банков, так что он имеет репутацию человека, хорошо знающего рынок. Таким образом, мы считаем, что инвестиционное сообщество воспримет его назначение позитивно.
… и повышает шансы сотрудничества с Минфином. С назначением Орешкина завершается продолжительный скрытый конфликт / конкуренция между Минфином и Минэкономразвития, и сейчас можно ожидать сотрудничества между двумя ведомствами. Это косвенно предполагает усиление роли бюджетных приоритетов в процессе принятия экономических решений; однако российская экономическая политика в последние годы и так была направлена на то, чтобы избежать истощения средств Резервного фонда, поэтому мы не ожидаем, что назначение Орешкина изменит ее повестку. Более того, Минэкономразвития при Алексее Улюкаеве постепенно теряло свой политический вес в пользу Минфина, поэтому с точки зрения политического влияния роль ведомства сейчас очень ограничена в сравнении с тем, как это было раньше.
До сих пор кабинет министров не был способен регулярно информировать рынок о своих экономических дискуссиях и приоритетах
«Говорящая голова» правительства? Помимо весьма ограниченной сферы ответственности Минэкономразвития, возраст нового министра (он сейчас самый молодой член правительства) ставит вопрос о том, сможет ли он сформировать независимую повестку дня экономических реформ. Его ограниченный политический вес усиливает вероятность того, что он, скорее, сможет занять вакантную сейчас роль «говорящей головы» правительства (каким является Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, для Кремля), чем стать центром экономических реформ. Проявление нового министра именно в такой роли может быть позитивно и для правительства в целом, поскольку до сих пор кабинет министров не был способен регулярно информировать рынок о своих экономических дискуссиях и приоритетах.
Последствия этого назначения для Алексея Кудрина пока неясны. Неопределенность по поводу того, кто отвечает за формирование экономических реформ тем более обоснованны, что до недавнего времени считалось, что программу реформ предложит Центр стратегических разработок Алексея Кудрина.
Кто бы ни был автором «экономических реформ», реальные структурные изменения экономики представляются крайне маловероятными
Пока трудно сказать, как назначение Максима Орешкина повлияет на позиции Алексея Кудрина. Поскольку Антон Силуанов в свое время был заместителем Алексея Кудрина, усиление команды Минфина в правительстве может быть свидетельствовать о возможном возвращении Алексея Кудрина на высокую должность во власть в будущем. Тем не менее, не исключено, что новый министр попытается представить свой план реформ, который будет конкурировать с предложениями Кудрина, и в этом случае его назначение может стать негативным. В любом случае мы считаем, что кто бы ни был автором «экономических реформ», реальные структурные изменения экономики представляются крайне маловероятными, и назначения нового министра недостаточно, чтобы запустить процесс повышения экономической эффективности. Усиление роли бюджетной политики и рост значимости государственных и квазигосударственных компаний в последние годы — это политически обусловленный тренд, для изменения которого недостаточно прихода нового министра.