назвал[/b] «кошмарным сценарием в сердце Европы». Как и предсказывало большинство опросов, избиратели отвергли конституционную реформу, предложенную кабинетом министров. Страну могут ожидать политическая нестабильность, досрочные выборы и очередные потрясения в экономике. Удар испытают единая европейская валюта и вся финансовая система еврозоны.
Поражение сторонников реформы оказалось оглушительным.
Главным проигравшим стал премьер-министр Маттео Ренци, который поставил на кон свое политическое будущее
Мало кто ожидал, что они наберут только 40% голосов, а оппоненты — 60%. Но как это бывает, например, в футболе, цифры на табло уже не имеют значения. Важно одно: кто уходит с поля победителем, а кто — потерпевшим поражение. В данном случае главным проигравшим стал премьер-министр Маттео Ренци, который поставил на кон свое политическое будущее и теперь вынужден хотя бы на время выбыть из игры. Он взял на себя ответственность за исход референдума и уже объявил об отставке.
Против чего проголосовали избиратели
На всенародное голосование было вынесено предложение правительства поменять порядок комплектования верхней палаты парламента и урезать ее полномочия. По Конституции, принятой в 1947 году и вступившей в силу 1 января 1948 года, парламент Италии состоит из палаты депутатов и сената республики, избираемых прямым голосованием. Для принятия новых законов и внесения поправок в уже существующее законодательство требуется большинство в обеих палатах. С точки зрения правительства, это делает весь процесс крайне медленным, неэффективным и зачастую непредсказуемым.
Черепашьи темпы в законодательном процессе называют одним из факторов, которые тормозят реструктуризацию экономики
Наиболее показательный пример привела The Guardian. На принятие закона, который уравнял в правах детей, рожденных вне брака, ушло примерно 1300 дней. Если для одобрения законодательства, которое считается нормой в цивилизованном мире, понадобился почти четырехлетний марафон, то легко догадаться, каких усилий требует продвижение непопулярных экономических решений. Черепашьи темпы и проволочки в законодательном процессе называют одним из факторов, которые тормозят реструктуризацию экономики и прежде всего финансовой отрасли.
Красная карточка бывшему любимцу
В новом сенате были бы представлены не избранные в ходе парламентских выборов посланцы итальянского народа, а мэры городов и региональные советники. К ним примкнули бы семь человек, назначенных непосредственно главой правительства. Численность сената предлагалось уменьшить с 315 до 100 человек.
Сенат лишился бы большей части законодательных полномочий, включая право накладывать вето на решения палаты депутатов. Его инициативы по широкому кругу вопросов носили бы лишь рекомендательный характер. Де-факто парламент превратился бы практически в однопалатный, а законодательный процесс, включая принятие бюджета, стал бы вдвое проще. Одновременно часть прежней самостоятельности в проведении экономической политики утратили бы региональные власти. Это никак не могло устроить партии, которые отвергают централизацию и отстаивают федерализм, автономию и даже государственную независимость отдельных регионов.
Следующий кабинет министров может оказаться переходным, а Италию, по всей вероятности, ожидают досрочные выборы
Предложения премьера поддержал крупный бизнес. По мнению деловых кругов, изменения в политическом устройстве могли облегчить принятие нужных законов. А в широком политическом плане референдум стал голосованием по вотуму доверия главе правительства. Возвращаясь к аналогии с популярным в Италии футболом, можно констатировать: премьер-министр получил от итальянцев красную карточку.
Что дальше?
После поражения на референдуме правящей Демократической партии будет трудно сформировать устойчивое правительство или создать жизнеспособную коалицию. Следующий кабинет министров может оказаться переходным, а Италию, по всей вероятности, ожидают досрочные выборы. До тех пор правительство, скорее всего, возглавят либо нынешний министр экономики и финансов Пьер Карло Падоан, либо министр культуры Дарио Франческини, считает The Guardian. Однако, по мнению Bloomberg, президент Италии может поручить роль главы переходного кабинета и самому Маттео Ренци.
У Ренци едва ли будут бесспорные шансы выиграть внеочередные выборы и вернуться после них в Palazzo Chigi, официальную резиденцию итальянского премьер-министра. В 2014 году он пришел к власти как премьер-министр реформ и на обещаниях экономического возрождения. Рейтинги популярности молодого и динамичного политика буквально зашкаливали. С тех пор имидж бывшего народного любимца сильно потускнел. Большинство благих намерений «премьера-реформатора» так и остались предвыборной риторикой.
У итальянцев накопилась усталость от безысходности в экономике и от самого Маттео Ренци
В бедственном положении экономики трудно винить одного главу правительства. Например, в ситуации с банками он оказался между двух огней. С одной стороны — европейские регуляторы, которые не дают спасать отрасль на средства налогоплательщиков, с другой — встревоженные инвесторы и разгневанные вкладчики. Объективными причинами можно объяснить и все другие проблемы. Но факт остается фактом: у итальянцев накопилась усталость от безысходности в экономике и от самого Маттео Ренци.
Партийный пасьянс
Позиции левоцентристов, к которым относят Демократическую партию Ренци, может также ослабить рост влияния популистов и евроскептиков. Фаворитом будущих выборов многие прямо называют «Движение пяти звезд» (Movimento 5 Stelle, M5S). Относительно новую партию питают примерно те же популистские настроения в современном обществе, которые вынесли на вершину власти Дональда Трампа в США, отмечалось в комментарии CNN. Она выступает за выход из Евросоюза. Примерно 25% голосов избирателей и в итоге третье место среди многочисленных и пестрых итальянских партий стали главной сенсацией предыдущих парламентских выборов. Единственное, что может помешать еще большему триумфу M5S, так это отсутствие у партии достаточного политического опыта.
Партийным идеологам «Лиги Севера» глубоко чужда идея большей централизации, которую правительство вынесло на референдум
Ультраправая «Лига Севера» (Lega Nord per l'Indipendenza della Padania) не представлена столь же широко в нынешнем парламенте. Но, как считают многие, у нее все впереди. Она, как и M5s, придерживается изоляционистских позиций. В свое время, учитывая настроения большинства итальянцев, «Лига Севера« активно протестовала против вхождения в зону евро. Она ратует как минимум за автономию отдельных областей, а как максимум — за полное отделение северной части Италии и создание государства под названием Падания со столицей в Милане.
Понятно, что партийным идеологам «Лиги Севера» глубоко чужда идея большей централизации, которую правительство вынесло на референдум. Чторонники этой партии вообще настроены враждебно по отношению к центральной власти. Достаточно вспомнить, что вопреки позиции Евросоюза и правительства Италии «Лига Севера» поддержала вхождение Крыма в состав России.
На кону может оказаться евро
Победа евроскепиков на будущих выборах — а ее, помня об успехе Трампа, нельзя сбрасывать со счетов, может привести к другому референдуму. И он окажется гораздо драматичнее для всей Европы. На голосование может быть поставлено членство в еврозоне.
Пока наблюдатели выражают сильные сомнения, что дело все-таки дойдет до отказа от единой валюты. Во-первых, популистам еще нужно победить. Во-вторых, будет не так-то просто придать законный характер такому референдуму, уверена CNN. Однако в наше время прогнозы политологов звучат ничуть не достовернее, чем бабушкин пасьянс.
На сегодняшний день однозначно негативно к Евросоюзу относятся не больше 40% итальянцев
Аналитики из старейшего в Германии Berenberg Bank уверены, что вероятность проведения референдума по поводу пребывания в еврозоне не превышает 5%. «В конечном итоге риск, что Италия откажется от безопасности, которую гарантирует евро, выглядит предельно отдаленным»,— считает главный экономист немецкого банка Холгер Шмидинг.
На сегодняшний день, если верить относительно свежим опросам, однозначно негативно к Евросоюзу относятся не больше 40% итальянцев. Однако стоит вспомнить, что незадолго до референдума в Великобритании за Brexit выступал примерно такой же процент избирателей. Результат всем известен.
Промежуточное дно
Ситуация в итальянской экономике и до референдума, который только добавит нестабильности, складывалась крайне драматично. Экономический рост переживает затяжную стагнацию.
Наибольшие риски Италии и всей Европе несет ситуация в финансовой сфере
Уровень безработицы — один из самых высоких в Европейском союзе. В некоторых южных областях континентальной части и на Сицилии, как указывает Bloomberg, этот показатель доходит до 25%. Многие компании продолжают накапливать убытки и по уши увязли в просроченных долгах. Население тем временем беднеет.
Наибольшие риски Италии и всей Европе несет ситуация в финансовой сфере. Так называемые неработающие кредиты на банковских балансах достигли астрономической суммы ?360 млрд и составляют треть плохих долгов всей еврозоны. Акции кредитных учреждений находятся на дне, которое может оказаться лишь промежуточным финишем.
С начала года рыночная капитализация третьего по размеру Banca Monte dei Paschi di Siena упала на 86%. (О ситуации в старейшем банке мира и о планах по его спасению писал «Новости Банков».) Положение Unicredit, крупнейшей финансовой группы Италии, немногим лучше, говорится в комментарии CNN, и это чистая правда. Если первую торговую сессию нынешнего года акции банка закрыли на отметке ?4,98 за бумагу, то в минувшую пятницу они стоили ?2,08. То есть падение составило больше 58%. Успех усилий правительства по выводу банковской системы из кризиса тесно связывали с результатами референдума. Теперь ситуация может стать еще более критической.
Рынки предвидели результат
Как и следовало ожидать, исход референдума отрицательно сказался на курсе единой европейской валюты.
Эксперты не ожидают продолжения свободного падения, поскольку негативные итоги референдума уже были заложены в курс европейской валюты
Когда ночью по московскому времени новость из Италии долетела до азиатских рынков, евро упал до отметки $1,0505, сообщает Reuters. Это минимальное значение за 20 месяцев. По отношению к японской йене евро подешевел на 2,1%, но потом отыграл почти половину потерь.
Валютные эксперты не ожидают продолжения свободного падения, поскольку негативные итоги референдума уже были заложены в курс европейской валюты. Как выразился в разговоре с Reuters один из аналитиков банка Tokyo-Mitsubishi, они «были учтены авансом».
Не все разделяют подобный оптимизм. Как считают в международном инвестиционном банке RBC Capital Markets, вспоминая о масштабах падения в ответ на события в Греции в 2012 году, не исключено снижение евро до уровня $0,80. «Это может показаться экстремальным, но если еврозону накроет второй кризис, то, учитывая гораздо более сильные стартовые позиции доллара, курс, возможно, опустится еще ниже»,— приводит Reuters мнение экспертов банка. На валютном рынке рассчитывают на вмешательство европейских регуляторов. Уже появились слухи, что на заседании в четверг ЕЦБ объявит о продлении программы по выкупу активов и тем самым попытается воспрепятствовать разрастанию кризиса.
Нетрудно прогнозировать негативную реакцию рынка акций. Однако падение котировок может оказаться не слишком глубоким. Мало кто рассчитывал, что референдум закончится победой сторонников реформ. Поэтому, несмотря на чрезвычайно благоприятную статистику из США, торги в минувшую пятницу закончились на осторожной ноте, отмечает Reuters.