Куда ни глянь, везде кто-то пытается предсказать смерть наличных. Индия в попытке борьбы с коррупцией и уклонением от налогов выводит из обращения 23 млрд банкнот. В США влиятельный экономист предлагает перестать печатать банкноты номиналом $20 и крупнее, что упростит ввод отрицательной процентной ставки.
Центральные банки Австралии, Канады, Голландии, Германии, Франции, США и Австрии провели исследование использования наличной валюты, и результатам посвящен материал Бена Стивермана в Bloomberg.
Как ни множится шумиха вокруг биткоина и мобильных платежей, кассовые аппараты все равно забиты бумагой и монетами. Количество долларов и евро в обороте удвоилось с 2005 года и составляет $1,48 трлн и ?1,1 трлн соответственно. Какая-то часть этого роста может быть объяснена востребованностью наличной валюты вне США / Европейского союза, но есть множество свидетельств в пользу того, что европейцы и американцы до сих пор пользуются «котлетами» наличных.
Результаты исследования, сравнившего популярность разных видов платежей в семи странах, показывают, что больше всего наличных используют в Германии и Австрии, голландцы любят кредитные карты, а во Франции и США до сих пор популярны бумажные чеки. Менее всего наличные используются в США (46% транзакций против 26% у дебетовых карт и 19% у кредитных).
Ниша наличных — это небольшие транзакции. Обычный человек делает одну-две покупки в день, и для самой дешевой половины покупок люди из всех семи стран предпочитают использовать наличные. Для более дорогих покупок средства платежа различны от страны к стране — австрийцы и немцы все еще предпочитают банкноты, но в других странах выбирают в основном банковские карты либо чеки.
В пяти из семи стран типичный потребитель имеет при себе примерный эквивалент $30 в наличных, в Австрии и Германии — значительно больше.
Оборот наличных анонимен и невидим для коллекторов, использование наличных не вызывает необходимость абонентской платы или комиссий за овердрафт
Нет единого объяснения тому, что потребитель не отказывается от наличной валюты. Один из факторов — это продавцы, не принимающие банковские карты или предпочитающие наличные для небольших покупок. Это также может быть просто привычка, от которой не так легко отказаться: покупатели в более старшем возрасте используют больше наличных, чем молодежь, во всех странах, кроме США.
Возможно, потребитель просто предпочитает наличные для быстрых небольших транзакций — это подтверждается данными отчета. Только в Голландии потребители отметили превосходство дебетовых карт перед наличными в доступности платежей, стоимости и простоте использования. Американцы примерно одинаково относятся к наличным и дебетовым картам, а австрийцы, канадцы и немцы больше доверяют наличной валюте.
Не последним фактором является то, что оборот наличных анонимен и невидим для коллекторов, использование наличных не вызывает необходимость абонентской платы или комиссий за овердрафт. И самое большое практическое преимущество наличной валюты — потребитель всегда в курсе текущего состояния своих финансов, даже если у его телефона села батарея. Это подтверждается тем, что во всех семи странах люди с малым доходом больше предпочитают наличные деньги, чем люди с высоким доходом.
С полным текстом исследования использования наличной валюты вы можете ознакомиться здесь.