Куда «шагает» экономика Казахстана? - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Куда «шагает» экономика Казахстана? - «Финансы»


Куда «шагает» экономика Казахстана?

Послание Президента РК «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» был опубликован 31 января 2017 года, документ содержит ряд задач, необходимость решения которых назрела очень давно. Третья модернизация построена на базе Плана нации - 100 конкретных шагов, проведение которой не даст отстать от Четвертой промышленной революции. Пять глав документа посвящены именно задаче очередной модернизации.

В нее входят ускорение технологической модернизации, улучшение и расширение бизнес-среды, макроэкономическая стабильность, улучшение качества человеческого капитала и, институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией. Коснулся Глава государства и темы оздоровления банковского сектора, предложил план по обеспечению макроэкономической стабильности.

Экономика Казахстана в 2015-2016 годах

Если вспомнить последние два года, то они дались Казахстану нелегко. 2015 год из-за воздействий сложных внешнеэкономических условий принес снижение цен на нефть и металлы на мировом рынке, падение спроса на экспортную продукцию, в основном из-за рецессии и замедления роста экономик России, Китая и Еврозоны.

По данным Минфина РК, рост валового внутреннего продукта составил 1,2% против роста в 4,1% в 2014 году.

По данным Всемирного Банка в 2015 году средняя мировая цена на нефть марки Brent составила 52,4 доллара за баррель, что ниже уровня предыдущего года на 47,1%. Мировые цены на металлы снизились на 21,1%.

Внешние факторы коснулись всех ведущих отраслей и сфер экономики Казахстана, включая горнодобывающую промышленность. В результате - сократились объемы оказываемых услуг в сфере розничной торговли, транспорта и связи.

Ситуация в следующем году незначительно изменилась. В 2016 году мировая экономика все еще находилась в условиях низкого уровня. Однако, несмотря на воздействие внешних факторов, экономика Казахстана по итогам января-июня 2016 года перешла в положительную зону, и рост ВВП составил 0,1%. Основными источниками роста экономики станут отрасли обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса и строительство.

«Благодаря экономической политике «Нұрлы Жол» и Плану нации «100 конкретных шагов» мы достойно проходим первоначальный этап сложной глобальной трансформации. Только в 2014-2016 годах на поддержку экономики нами дополнительно было выделено 1,7 триллиона тенге. Все это предоставило возможность для экономического роста и поддержки бизнеса, создания свыше 200 тысяч новых рабочих мест.

В результате в 2016 году обеспечен рост внутренней валовой продукции на 1%. Это особенно важно в нынешних сложных условиях», - заявил в своем Послании Глава государства.

В целом можно сказать, что 2014-2016 годы для экономики Казахстана были достаточно сложными в плане в адаптации к внешним и внутренним условиям.

Экономические цели на 2017 год

Социально-экономическая политика Казахстана на 2017-2021 годы направлена на дальнейшую реализацию нового курса развития: «Стратегии Казахстан - 2050» с учетом реализации госпрограммы «Нұрлы Жол», создания новой модели экономики Казахстана, определённой в Третьей модернизации и пяти институциональных реформах Плана нации «100 конкретных шагов».

Оптимистический сценарий подразумевает поступательное развитие мировой экономики в 2017-2021 годы, разрешение долговых проблем стран Еврозоны. Успешная реализация политики по улучшению экономической активности в США и других развитых странах, восстановление спроса частного сектора и улучшение ситуации в развивающихся странах.

Так, при положительном сценарии в 2017 - 2019 годы мировая цена на нефть будет на уровне 40 долларов за баррель, в 2020 году - 45 долларов за баррель и в 2021 году - 50 долларов за баррель.

 

статданные на основе доклада МНЭ РК

Базовый сценарий предполагает постепенное увеличение темпов роста мировой экономики в 2017-2021 годах с сохранением ее устойчивости. В 2017-2019 годах мировая цена на нефть сложится на уровне 35 долларов за баррель с последующим ростом до 40 долларов за баррель в 2020 году и до 45 долларов за баррель в 2021 году.

Развитые страны (США, Еврозона) ввиду улучшения ситуации станут основной движущей силой глобального роста. При этом экономики стран с формирующимся рынком и развивающиеся страны будут постепенно расти за счет увеличения объемов экспорта на фоне повышающегося спроса со стороны развитых стран.

Также, достижению стабильности и обеспечению экономического и социального благополучия страны будет способствовать проводимая социально-экономическая политика. В задачу которой входят:

· Сохранение макроэкономической устойчивости и стабилизация финансового сектора

· Стимулирование экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики

· Развитие конкуренции и частного капитала путем формирования качественной институциональной среды с четким ограничением участия государства в экономике

· Внедрение цифровых технологий в экономике

· Совершенствование социальной политики

· Формирование эффективной системы государственного управления через модернизацию государственного аппарата

· Адаптация экономики и бизнеса к условиям функционирования в новых экономических интеграционных объединениях

Конечным результатом новой модели экономического роста станет повышение устойчивости экономики и выход на более качественный уровень ее развития.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение стабильности цен и снижение целевого коридора по инфляции с 6,0-8,0 % в 2017 году до 3,0-4,0 % в среднесрочной перспективе.

Ежегодно будут формироваться основные направления денежно-кредитной политики по достижению целевого ориентира по инфляции с учетом ситуации на внутреннем, и на внешних финансовых и товарных рынках. Целевой ориентир по инфляции будет ежегодно устанавливаться Национальным Банком.

«Ключевой задачей здесь является восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики», - считает Президент РК.

Основной задачей денежно-кредитной политики, конечно, будет восстановление доверия к тенге.

Переход к инфляционному таргетированию и продолжение политики свободно плавающего обменного курса тенге позволит устранять дисбалансы в развитии экономики путем изменения обменного курса в ответ на изменяющиеся внешние факторы.

То есть, курс тенге будет определяться в результате соотношения между спросом и предложением иностранной валюты.

Стоит добавить, что в целях стабилизации цен, будут усовершенствованы правила установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них.

2017 год обещает новые подходы к бюджетной политике с учетом опыта ОЭСР, что уже благополучно применено на практике в 2016 году они же и найдут отражение в разрабатываемом новом Бюджетном кодексе.

Не говоря уже и о поручении Президента РК, о полной ревизии бюджетных программ и оптимизации неэффективных расходов, в том числе расходов на программы регионального и индустриального развития, а также государственных субсидий.

«Перезагрузка» бизнес-климата

Будет продолжена работа по улучшению бизнес-климата путем снижения административных барьеров и нагрузки на бизнес, принятия комплекса мер государственной поддержки субъектов МСБ и улучшения позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка «Doing Business».

Системная работа по улучшению позиций Казахстана в глобальном рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателям легкости ведения бизнеса проводится в рамках Комплексного плана мер по улучшению индикаторов рейтинга «Doing Business» Всемирного банка на 2016 - 2017 годы.

Поддержка инициатив, отраслевая поддержка и усиление предпринимательского потенциала будет реализована в рамках ДКБ-2020. Бизнесу будут предоставлены льготные микрокредиты без отраслевых ограничений до 8 тысяч МРП - 17 млн. тенге по ставке вознаграждения до 6%.

Важным конкурентным преимуществом становиться возможность быстрого воплощения бизнес-идей и инноваций. Для этого будут созданы привлекательные возможности для инновационного предпринимательства. В 2017 году этому способствует и предстоящая выставка ЭКСПО-2017, на базе которой будет создан и крупнейший инновационный технопарк Казахстана.

Привлечение инвестиций будет осуществляться на условиях трансферта технологий и создания высокотехнологичных производств, что требует обеспечения наиболее конкурентных условий для ведения бизнеса.

Законодательная база Казахстана в сфере инвестиционной деятельности будет гармонизирована со стандартами ОЭСР и будет разработан второй пакет новых стимулов для привлечения инвестиций.

Например, Президент поручил правительству к 2020 году снизить долю государственной собственности до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП.

Стоит отметить, что важнейшим фактором для привлечения инвестиций станет инициированная Президентом РК инвестиционная программа по переносу производств из Китая в Казахстан. Ключевым аспектом данной программы будет ее сопряжение с государственной программой «Нұрлы Жол».

Продолжится работа по сотрудничеству с международными финансовыми организациями в рамках привлечения инвестиций в экономику и развитие государственно-частного партнерства.

На следующий день как было опубликовано ежегодное Послание Главы государства, состоялось заседание правительства, в ходе которого премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев назначил ответственных за исполнение основных поручений Президента.

«Президентом поставлена задача - сохранить лидерство по привлечению иностранных инвестиций. Эта задача будет решаться в рамках проводимой кардинальной реформы системы привлечения инвестиций. До 1 сентября необходимо принять инвестиционную стратегию. (…) Нужно активизировать работу транснациональных компаний, которые позволят встраиваться в глобальные цепочки производства, и сбыта товаров и услуг», - обратился он к Кабмину.

Послания Президента РК прочно вошли в число важнейших механизмов стратегического развития страны, стали важным инструментом развития Казахстана. Нынешний этап мирового развития крайне сложен, поэтому важно иметь четкий план действий.


Куда «шагает» экономика Казахстана? Послание Президента РК «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» был опубликован 31 января 2017 года, документ содержит ряд задач, необходимость решения которых назрела очень давно. Третья модернизация построена на базе Плана нации - 100 конкретных шагов, проведение которой не даст отстать от Четвертой промышленной революции. Пять глав документа посвящены именно задаче очередной модернизации. В нее входят ускорение технологической модернизации, улучшение и расширение бизнес-среды, макроэкономическая стабильность, улучшение качества человеческого капитала и, институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией. Коснулся Глава государства и темы оздоровления банковского сектора, предложил план по обеспечению макроэкономической стабильности. Экономика Казахстана в 2015-2016 годах Если вспомнить последние два года, то они дались Казахстану нелегко. 2015 год из-за воздействий сложных внешнеэкономических условий принес снижение цен на нефть и металлы на мировом рынке, падение спроса на экспортную продукцию, в основном из-за рецессии и замедления роста экономик России, Китая и Еврозоны. По данным Минфина РК, рост валового внутреннего продукта составил 1,2% против роста в 4,1% в 2014 году. По данным Всемирного Банка в 2015 году средняя мировая цена на нефть марки Brent составила 52,4 доллара за баррель, что ниже уровня предыдущего года на 47,1%. Мировые цены на металлы снизились на 21,1%. Внешние факторы коснулись всех ведущих отраслей и сфер экономики Казахстана, включая горнодобывающую промышленность. В результате - сократились объемы оказываемых услуг в сфере розничной торговли, транспорта и связи. Ситуация в следующем году незначительно изменилась. В 2016 году мировая экономика все еще находилась в условиях низкого уровня. Однако, несмотря на воздействие внешних факторов, экономика Казахстана по итогам января-июня 2016 года перешла в положительную зону, и рост ВВП составил 0,1%. Основными источниками роста экономики станут отрасли обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса и строительство. «Благодаря экономической политике «Нұрлы Жол» и Плану нации «100 конкретных шагов» мы достойно проходим первоначальный этап сложной глобальной трансформации. Только в 2014-2016 годах на поддержку экономики нами дополнительно было выделено 1,7 триллиона тенге. Все это предоставило возможность для экономического роста и поддержки бизнеса, создания свыше 200 тысяч новых рабочих мест. В результате в 2016 году обеспечен рост внутренней валовой продукции на 1%. Это особенно важно в нынешних сложных условиях», - заявил в своем Послании Глава государства. В целом можно сказать, что 2014-2016 годы для экономики Казахстана были достаточно сложными в плане в адаптации к внешним и внутренним условиям. Экономические цели на 2017 год Социально-экономическая политика Казахстана на 2017-2021 годы направлена на дальнейшую реализацию нового курса развития: «Стратегии Казахстан - 2050» с учетом реализации госпрограммы «Нұрлы Жол», создания новой модели экономики Казахстана, определённой в Третьей модернизации и пяти институциональных реформах Плана нации «100 конкретных шагов». Оптимистический сценарий подразумевает поступательное развитие мировой экономики в 2017-2021 годы, разрешение долговых проблем стран Еврозоны. Успешная реализация политики по улучшению экономической активности в США и других развитых странах, восстановление спроса частного сектора и улучшение ситуации в развивающихся странах. Так, при положительном сценарии в 2017 - 2019 годы мировая цена на нефть будет на уровне 40 долларов за баррель, в 2020 году - 45 долларов за баррель и в 2021 году - 50 долларов за баррель. статданные на основе доклада МНЭ РК Базовый сценарий предполагает постепенное увеличение темпов роста мировой экономики в 2017-2021 годах с сохранением ее устойчивости. В 2017-2019 годах мировая цена на нефть сложится на уровне 35 долларов за баррель с последующим ростом до 40 долларов за баррель в 2020 году и до 45 долларов за баррель в 2021 году. Развитые страны (США, Еврозона) ввиду улучшения ситуации станут основной движущей силой глобального роста. При этом экономики стран с формирующимся рынком и развивающиеся страны будут постепенно расти за счет увеличения объемов экспорта на фоне повышающегося спроса со стороны развитых стран. Также, достижению стабильности и обеспечению экономического и социального благополучия страны будет способствовать проводимая социально-экономическая политика. В задачу которой входят: · Сохранение макроэкономической устойчивости и стабилизация финансового сектора · Стимулирование экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики · Развитие конкуренции и частного капитала путем формирования качественной институциональной среды с четким ограничением участия государства в экономике · Внедрение цифровых технологий в экономике · Совершенствование социальной политики · Формирование эффективной системы государственного управления через модернизацию государственного аппарата · Адаптация экономики и бизнеса к условиям функционирования в новых экономических интеграционных объединениях Конечным результатом новой модели экономического роста станет повышение устойчивости экономики и выход на более качественный уровень ее развития. Денежно-кредитная политика Денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение стабильности цен и снижение целевого коридора по инфляции с 6,0-8,0 % в 2017 году до 3,0-4,0 % в среднесрочной перспективе. Ежегодно будут формироваться основные направления денежно-кредитной политики по достижению целевого ориентира по инфляции с учетом ситуации на внутреннем, и на внешних финансовых и товарных рынках. Целевой ориентир по инфляции будет ежегодно устанавливаться Национальным Банком. «Ключевой задачей здесь является восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики», - считает Президент РК. Основной задачей денежно-кредитной политики, конечно, будет восстановление доверия к тенге. Переход к инфляционному таргетированию и продолжение политики свободно плавающего обменного курса тенге позволит устранять дисбалансы в развитии экономики путем изменения обменного курса в ответ на изменяющиеся внешние факторы. То есть, курс тенге будет определяться в результате соотношения между спросом и предложением иностранной валюты. Стоит добавить, что в целях стабилизации цен, будут усовершенствованы правила установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них. 2017 год обещает новые подходы к бюджетной политике с учетом опыта ОЭСР, что уже благополучно применено на практике в 2016 году они же и найдут отражение в разрабатываемом новом Бюджетном кодексе. Не говоря уже и о поручении Президента РК, о полной ревизии бюджетных программ и оптимизации неэффективных расходов, в том числе расходов на программы регионального и индустриального развития, а также государственных субсидий. «Перезагрузка» бизнес-климата Будет продолжена работа по улучшению бизнес-климата путем снижения административных барьеров и нагрузки на бизнес, принятия комплекса мер государственной поддержки субъектов МСБ и улучшения позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка «Doing Business». Системная работа по улучшению позиций Казахстана в глобальном рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателям легкости ведения бизнеса проводится в рамках Комплексного плана мер по улучшению индикаторов рейтинга «Doing Business» Всемирного банка на 2016 - 2017 годы. Поддержка инициатив, отраслевая поддержка и усиление предпринимательского потенциала будет реализована в рамках ДКБ-2020. Бизнесу будут предоставлены льготные микрокредиты без отраслевых ограничений до 8 тысяч МРП - 17 млн. тенге по ставке вознаграждения до 6%. Важным конкурентным преимуществом становиться возможность быстрого воплощения бизнес-идей и инноваций. Для этого будут созданы привлекательные возможности для инновационного предпринимательства. В 2017 году этому способствует и предстоящая выставка ЭКСПО-2017, на базе которой будет создан и крупнейший инновационный технопарк Казахстана. Привлечение инвестиций будет осуществляться на условиях трансферта технологий и создания высокотехнологичных производств, что требует обеспечения наиболее конкурентных условий для ведения бизнеса. Законодательная база Казахстана в сфере инвестиционной деятельности будет гармонизирована со стандартами ОЭСР и будет разработан второй пакет новых стимулов для привлечения инвестиций. Например, Президент поручил правительству к 2020 году снизить долю государственной собственности до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП. Стоит отметить, что важнейшим фактором для привлечения инвестиций станет инициированная Президентом РК инвестиционная программа по переносу производств из Китая в Казахстан. Ключевым аспектом данной программы будет ее сопряжение с государственной программой «Нұрлы Жол». Продолжится работа по сотрудничеству с международными финансовыми организациями в рамках привлечения инвестиций в экономику и развитие государственно-частного партнерства. На следующий день как было опубликовано ежегодное Послание Главы государства, состоялось заседание правительства, в ходе которого премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев назначил ответственных за исполнение основных поручений Президента. «Президентом поставлена задача - сохранить лидерство по привлечению иностранных инвестиций. Эта задача будет решаться в рамках проводимой кардинальной реформы системы привлечения инвестиций. До 1 сентября необходимо принять инвестиционную стратегию. (…) Нужно активизировать работу транснациональных компаний, которые позволят встраиваться в глобальные цепочки производства, и сбыта товаров и услуг», - обратился он к Кабмину. Послания Президента РК прочно вошли в число важнейших механизмов стратегического развития страны, стали важным инструментом развития Казахстана. Нынешний этап
0
Другие новости

Это может то, что вы искали