В 2016 году со счетов юридических лиц мошенники снимали от 100 тыс. до 1 млн руб. При этом в основном страдали компании малого и среднего бизнеса. По объемам лидировала Москва, где бизнес больше развит.
Об этом говорится в обзоре несанкционированных переводов денежных средств за 2016 год, представленном Банком России на IX Уральском форуме «Информационная безопасность финансовой сферы».
По данным обзора, в четвертом квартале 2016 года удалось остановить 38,7% несанкционированных операций по счетам юрлиц. Это меньше, чем в другие кварталы. «Традиционно декабрь является сложным месяцем»,— пояснил тенденцию заместитель начальника ГУБиЗИ Банка России Артем Сычев. Для сравнения: в первом квартале этот показатель равнялся 72,9%, во втором — 45,3%, в третьем — 72,5%. При этом в правоохранительные органы за весь 2016 год было направлено только 29% сведений о хищениях со счетов юрлиц.
Число операций с использованием платежных карт физических лиц выросло на 30%
В обзоре также приводятся данные о физических лицах. За 2016 год число операций с использованием платежных карт физических лиц выросло на 30%, при этом объем хищений снизился на 6,1%. Это связано с активным развитием систем класса антифрод, противодействующих мошенничествам и позволяющим выявлять действия злоумышленников на ранней стадии. «6,1% — это не много, однако тенденцию роста мы преодолели»,— заявил Сычев.
Основания причина несанкционированных операций — использование электронных средств платежей (ЭСП) без согласия клиента (93%). Далее следует нарушение клиентом порядка использования ЭСП (3%), воздействие вредоносного кода (1%) и иные причины (1%). По числу мошенничеств лидирует Москва, что связано с плотностью экономически активного населения.
95% пострадавших не обращаются в полицию
Примечательно, что 95% пострадавших не обращаются в полицию. «Средняя сумма несанкционированной операции со счетами физлиц оценивается в 3700 руб., поэтому клиенту банка невыгодно обращаться в правоохранительные органы. Человек часто не получает средства обратно, поскольку мошенники прекрасно осведомлены о тонкостях судебного производства и похищенные средства сразу обналичиваются или переводятся в биткоины»,— пояснил Сычев.