Кампания по переводу накоплений бьет рекорды
Более 5 млн заявлений на перевод пенсионных накоплений одобрили пяти крупным игрокам пенсионного рынка. Об этом свидетельствуют предварительные данные переходной кампании 2016 года, которая обещает перекрыть прошлогоднюю как по количеству переходов, так и по денежным перечислениям. При этом, несмотря на активное использование всеми игроками пенсионного рынка банковского канала привлечения, доля отбракованных заявлений остается стабильно высокой.
Отдельные итоги кампании 2016 года раскрыли несколько источников на пенсионном рынке, близких как к Пенсионному фонду России (ПФР), так и к крупным пенсионным группам. Как указывают собеседники "Ъ", в пятницу НПФ получили от ПФР первые реестры с данными об одобренных заявлениях (без раскрытия информации о переводимых суммах). Большая часть заявлений (2,9 млн) пришлась на долю лидера рынка — НПФ Сбербанка. Весомым оказался вклад и НПФ других крупных финансовых групп. Так, НПФ "Будущее" одобрен переход более 650 тыс. клиентов, примерно по 550 тыс. клиентов привлекли пенсионные фонды групп "Газфонд Пенсионные накопления" и "Сафмар", около 360 тыс.— "ВТБ Пенсионный фонд".
В пресс-службе ПФР от комментариев в пятницу отказались, отметив, что результаты переходной кампании будут обнародованы после окончательного подведения ее итогов, как ожидается, в конце марта. В НПФ Сбербанка и "ВТБ Пенсионный фонд" подтвердили, что данные "Ъ" близки к фактическим промежуточным результатам. В НПФ "Будущее" и "Сафмар" подтвердили факт получения реестров от ПФР, отказавшись комментировать число одобренных заявлений. НПФ "Газфонд ПН" на запрос "Ъ" не ответил.
Отметим, по итогам кампании 2015 года положительное заключение было принято по 7,5 млн заявлений, более половины от общего числа (4,1 млн) составили уходящие из ПФР в НПФ "молчуны". Они обеспечили приток в частные пенсионные фонды более 259 млрд руб. С учетом вклада лидеров переходной кампании 2016 года (более 5 млн заявлений) и роста размера среднего счета она перекроет прошлогодний результат как в количественном, так и в денежном выражении.
Основным каналом привлечения клиентов в НПФ остается банковский. Гендиректор "ВТБ Пенсионный фонд" Лариса Горчаковская отмечает, что работа по банковскому каналу минимизирует риск ошибки в оформлении документов и привлечение клиентов с более высоким средним счетом. Вместе с тем, по данным "Ъ", итоговый процент выбраковки заявлений по итогам их рассмотрения в ПФР даже по этому каналу (не говоря уже об альтернативных способах привлечения — через агентов, сотовых ритейлеров или МФО) остается довольно высоким, на уровне 30-32%. В прошлом году самой распространенной причиной выбраковки были дублирующиеся заявления от одного лица, и в корзину тогда полетела почти половина заявлений (см. "Ъ" от 23 марта 2016 года). "Отказ в переводе может быть вызван сбоями при обработке заявлений, ошибками системы или операторов, нерасторопностью с доставкой из региональных отделений ПФР",— отмечает советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов. По его прогнозу, многие НПФ, прежде всего работающие через дружественные банки, по итогам кампании будут оспаривать решения ПФР об отказе в переводах.
Однако итоговые результаты даже крупных финансовых групп во многом будут зависеть от ухода клиентов. Например, по итогам кампании 2015 года два фонда из топ-10 по объему пенсионных накоплений показали отток клиентской базы на уровне 100 тыс. человек. "Для ряда групп, не связанных с банками, хорошим результатом по итогам кампании 2016 года будет сальдо около нуля",— прогнозирует управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павел Митрофанов. Тем более что на фоне роста средних счетов в ОПС НПФ активно работают над повышением лояльности существующих клиентов. "Часть отказов в переводе накоплений могут быть инициированы самими клиентами НПФ, которых действующие страховщики активно информируют о потере инвестдохода при досрочном, чаще одного раза в пять лет, переходе",— указывает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов.