Ремонт вместо выплат введут только для новых страховок
Депутаты снова поменяли конструкцию реформы ОСАГО, отказавшись заменять выплаты ремонтом задним числом даже в рискованных для страховщиков регионах. Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал поправку Главного правового управления президента (ГПУ) о том, что такая замена будет введена только для новых договоров "автогражданки" и заработает на всей территории страны одновременно — ориентировочно в мае. Страховое лобби, выступающее за замену выплат ремонтом и для действующих договоров, прогнозирует новый дефицит полисов ОСАГО в регионах.
Члены банковского комитета Госдумы поддержали поправку ГПУ, кардинальным образом меняющую ранее одобренный порядок вступления в силу реформы ОСАГО. Замена денежных выплат ремонтом заработает на всей территории страны одновременно, но только для договоров, заключенных спустя 30 дней после опубликования закона. Напомним, ранее предлагалась схема, при которой в убыточных для страховщиков регионах, список которых определит ЦБ (в него должна была войти треть всех субъектов РФ), возмещение ремонтом распространится и на уже проданные полисы.
Как заявил в ходе заседания комитета его глава Анатолий Аксаков, у депутатов и ранее "были большие сомнения насчет равенства прав автовладельцев разных территорий", а новый порядок позволит всем — и автомобилистам и страховщикам — плавно войти в реализацию реформы. Решение было принято единогласно. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин и замглавы Минфина Алексей Моисеев возражать не стали.
Страховое лобби ранее добивалось единовременного перехода к ремонту вместо выплат для новых и действующих договоров. Также компании не устраивали запрет на использование при ремонте бывших в употреблении запчастей и жесткие требования к доступности автосервисов (не далее 50 км от места аварии или жительства пострадавших).
По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, отказ от ремонта по старым договорам — "это очередной тяжелый удар по сегменту". Для компаний принятие поправки ГПУ означает, что решение проблемы автоюристов (они, напомним, перекупают права требования по договорам ОСАГО у автовладельцев и добиваются максимальных выплат в судах) затянется еще на год. "Это небольшой шаг вперед за счет сокращения наличных в выплатах ОСАГО,— сказал он "Ъ",— но с отступлением назад: для стабилизации рынка распространения ремонта только на новые договоры недостаточно".
Закономерным итогом такого поворота господин Юргенс называет возврат дефицита полисов в особо убыточные для страховщиков регионы. "Подключится наша система единого агента — но страховщики прямым или косвенным путем будут сокращать свое присутствие в токсичных регионах",— говорит он. Напомним, в "красной зоне" рейтинга РСА неблагополучных территорий ОСАГО находятся 20 регионов, возглавляют его Адыгея со средней выплатой в размере 135,9 тыс. руб. и долей судебных выплат 24,4%, Волгоградская область (83,5 тыс. руб. и 36,2%) и Карачаево-Черкесская Республика (132,3 тыс. руб. и 12,3%) (см. "Ъ" от 7 марта).
В РСА намекают и на возможность к возврату обсуждения повышения тарифов ОСАГО — нет ясности, хватит ли сегменту прочности при предложенной конфигурации реформы. "На тех территориях, где местные власти не будут препятствовать разгулу автоюристов, мы имеем полное моральное право просить ЦБ поднять территориальные коэффициенты к тарифу ОСАГО",— считает Игорь Юргенс.
Защитники же автомобилистов уверены в правильности новой схемы. "Мы поддерживаем логику комитета, она следует базовому принципу о том, что закон обратной силы не имеет,— говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.— Полисы, проданные по старым правилам, должны закончить свое действие по ним".
Второе чтение проекта реформы ОСАГО намечено в Госдуме 15 марта.