Выходцы из Банка 24.ру подготовили предпринимателей к "Открытию"
Сервис для предпринимателей "Точка", работающий на лицензии банка "ФК "Открытие"", решил привлечь клиентов неожиданными услугами: он обещает заранее предупреждать о блокировке счетов налоговиками. Другие банки такого не предлагают, реализация идеи на практике крайне затруднительна и может быть квалифицирована как пособничество в уклонении от уплаты налогов. Впрочем, и "Точка", как выяснилось, лукавит: о блокировке клиент узнает все-таки постфактум. Претензий налоговиков в этом случае не будет, а вот реклама вполне может быть признана недобросовестной.
Дискуссия о необычной услуге подразделения банка "ФК "Открытие"" для предпринимателей "Точка" развернулась на специализированных форумах, например klerk.ru. Спровоцировала ее откровенная реклама "Точки". "Заранее предупредим о блокировках налоговой",— прямо обещает "тот самый лучший банк для предпринимателей" на своем сайте. Предложение заманчивое и могло бы значительно увеличить число клиентов "Точки" (сейчас около 60 тыс.), сходятся во мнении предприниматели.
Практическое значение обещания "Точки" переоценить сложно. "Зная о блокировке счета заранее, клиент может успеть вывести средства, например оплатить ими какие-то работы и услуги, начислить зарплату и так далее,— указывает управляющий партнер "Ренессанс Lex" Георгий Хурошвили.— Но для самого банка, если он действительно попытается заранее уведомить клиента о блокировке, это может быть квалифицировано как пособничество в уклонении от уплаты налогов".
Более того, заранее предупредить о грядущей блокировке счетов налоговиками можно, лишь обладая некой инсайдерской информацией. "Подобные предупреждения не просто незаконны,— сообщили в пресс-службе ФНС.— Блокировка происходит в автоматическом режиме в момент поступления требования, информация о приостановлении операций по счетам может появиться в публичном доступе только после блокировки". По словам юриста Александра Ястрембского, даже если допустить, что банк каким-то образом сможет заранее известить клиента, он все равно будет не вправе проводить расходные операции по счету, не рискуя быть оштрафованным (согласно ст. 134 НК РФ, в размере 20% от суммы проведенной операции).
Эксперты не сомневаются, что помогать клиентам в уклонении от уплаты налогов, да еще и публично, "Точка" вряд ли решится. Ее руководство уже имеет неприятной опыт излишней ориентированности на клиентов. Команда "Точки" сформирована из бывших менеджеров Банка 24.ру (лишился лицензии осенью 2014 года). Именно инновационные сервисы для предпринимателей привели банк к неоднократным предписаниям ЦБ и отзыву лицензии. "Банк технологически сам затруднился определить сомнительные операции... Они были организованы так, что сегментировать клиентов банк не мог",— поясняли тогда в Банке России. В декабре 2014 года ФГ "Открытие" выкупила технологии и пригласила команду Банка 24.ру, включая председателя правления Бориса Дьяконова, для создания "Точки".
Господин Дьяконов действительно заверил "Ъ", что способствовать уклонению от налогов в "Точке" не собираются. "Информация доводится до клиента незамедлительно, в момент постановки блокировки налоговой на счет,— пояснил господин Дьяконов.— "Точка" получает информацию от налоговых органов на общих основаниях в рамках электронного обмена, просто действует быстрее других банков при информировании клиента". По его словам, предупреждение выражается и в том, что для клиента рассчитывается плановый график уплаты обязательных налогов и сборов, сроки подачи декларации, раскрываются последствия несоблюдения этих требований.
Но такое информирование вряд ли можно назвать "предупреждением заранее", считают эксперты. Практического смысла оперативность в данном случае не имеет. В результате у "Точки" могут возникнуть уже другие проблемы. "Любая реклама, в которой кредитная организация обещает то, что не может выполнить, обладает признаками нарушения закона "О рекламе"",— указывает заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. Банк не должен вводить клиентов в заблуждение относительно услуг, соглашается начальник рекламы и маркетинга Локо-банка Денис Зверик. Если уточнений нет хотя бы в сносках, подчеркивает он, реклама может быть признана недостоверной.