PwC поможет НРА попасть в реестр ЦБ
Как стало известно "Ъ", Национальное рейтинговое агентство (НРА) привлекло PwC к работе над рейтинговыми методологиями. НРА не смогло получить аккредитацию ЦБ и попасть в реестр, в связи с чем его национальные рейтинги в регулятивных целях сейчас не признаются. Но партнерство с PwC может изменить ситуацию. Сотрудничество рейтинговых агентств и аудиторов, пока не получившее широкого распространения ни в России, ни в мире, в глазах экспертов выглядит полезным для статистической оценки кредитных рейтингов и дефолтов, а также построения скоринговых моделей.
О том, что НРА воспользовалось услугами одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний — PricewaterhouseCoopers (PwC) — при разработке рейтинговых методологий, "Ъ" сообщили источники на финансовом рынке. По словам собеседников "Ъ", агентство сообщило своим партнерам о начале сотрудничества с PwC в конце января. В НРА и PwC эту информацию не комментируют.
С 13 января в России заработала часть положений закона о рейтинговых агентствах 223-ФЗ — присваивать рейтинги по национальной шкале (которые учитываются в регулятивных целях) могут только агентства, попавшие в реестр Банка России. Сейчас при ЦБ аккредитованы лишь АКРА и "Эксперт РА". НРА подавало заявку в конце 2016 года, однако получило отказ. В пресс-релизе агентства от 28 декабря 2016 года говорилось, что оно планирует повторно обратиться в ЦБ в начале 2017 года. Логично предположить, что PwC призвана помочь НРА попасть в реестр.
По оценкам экспертов, знакомых с расценками "большой четверки", стоимость услуг PwC могла составить от $500 тыс. и выше. Привлечение сторонних компаний для работы над рейтинговыми методологиями до сих пор не распространено ни в России, ни за рубежом, указывает экс-сотрудник агентства "Русрейтинг" доцент ВШЭ Антон Табах. "Методология — это коммерческая информация, которую обычно не раскрывают",— отмечает он.
Гендиректор АКРА Екатерина Трофимова сообщила, что агентство разрабатывает все свои методологии без привлечения сторонних компаний. Однако, по ее словам, в период разработки методологий принимаются комментарии от всех участников рынка, в среднем около 50% учитываются в итоговом варианте. В "Эксперт РА" отказались от комментариев.
Среди аудиторов возникли опасения, что такое сотрудничество может привести к конфликту интересов. "Аудиторы часто оказывают консультационные услуги будущим клиентам рейтинговых агентств перед получением ими кредитных рейтингов",— поясняет один из собеседников "Ъ".
В то же время источник "Ъ", знакомый с особенностями международного рынка рейтинговых услуг, отмечает, что сейчас можно наблюдать постепенное изменение ситуации. "В Европе появилось множество новых национальных агентств, учрежденных в целях создания конкуренции "большой тройке" (S&P, Moody`s и Fitch.— "Ъ"). Регуляторы стали даже приветствовать привлечение сторонних консалтинговых компаний к разработке методологий в целях повышения уровня экспертизы",— поясняет он.
По словам заместителя главы "Финэкспертизы" Натальи Борзовой, аудиторы обладают комплексом наработанных критериев оценки бизнесов, позволяющих прогнозировать их дальнейшую судьбу, и эта экспертиза может быть востребована в рейтинговой отрасли. "Я знаю, что к работе с математическими моделями агентства часто привлекают специалистов, пришедших из аудиторских компаний",— добавляет она. Вице-президент ФБК Алексей Терехов уверен, что консультации крупных аудиторов рейтинговым агентствам могут быть полезны с точки зрения использования статистики кредитных рейтингов и дефолтов. "Современный подход основан на будущих денежных потоках. Именно такой метод используется в 9-м стандарте отчетности (МСФО IFRS 9, в России пока не является обязательным.— "Ъ"). Возможно, "большая четверка" может этой практикой обладать",— отмечает он.
Сами компании "большой четверки" (и не только они) при этом сейчас активно ищут новые способы заработка, отмечают представители аудиторского сообщества. "Рынок аудита в целом по России упал на $600 млн в течение года. Особенно сильно просел банковский сектор",— говорит один из собеседников "Ъ". По его словам, приход аудиторов в рейтинговую отрасль вполне объясним — сейчас они берутся за любую работу.