История противостояния между теми, у кого есть деньги, и мечтающими их отнять – насчитывает не одну сотню лет. Для защиты сбережений придумана масса способов: замки, сейфы, банковские ячейки и, наконец, базы данных, где ваши деньги хранятся в виде единиц и нулей. Однако мошенники не дремлют и постоянно ищут лазейки, чтобы завладеть чужими деньгами. На смену отмычкам и «фомке» пришло превосходное владение современными технологиями и отличное понимание психологии людей. К сожалению, зачастую мы сами, не замечая, «открываем преступникам дверь» и помогаем им похитить наши накопления.
Как действуют мошенники
Классическая схема отъёма денег у честных граждан в интернете называется «фишинг». Как и в обычной рыбалке, в фишинговой схеме есть «рыба» (ни о чем не подозревающий клиент), «наживка» (поддельный сайт или email с весьма заманчивым предложением), «удочка» (вредоносная программа или звонок якобы из колцентра банка) и, конечно же, хитрый «рыбак».
Именно по такой несложной схеме мошенникам удалось обмануть Алию, которая живёт за границей и пользуется интернет-банкингом Homebank для доступа к своим депозитам в Казахстане.
Как-то раз она получила email с заманчивым предложением купить дизайнерскую сумку с большой скидкой и не удержалась – перешла по незнакомой ссылке.
Всё, наживка сработала.
Внимание! Переходя по незнакомой ссылке или открывая неизвестный файл, вы рискуете получить на ваш компьютер или мобильный телефон вредоносную программу, которая подменит в вашем браузере настоящий Homebank на сайт мошенников, причём выглядеть он будет почти идентично. Там вы, ничего не подозревая, введёте свои логин и пароль, которые сразу же попадут в руки мошенников.
Когда Алия захотела проверить свои банковские счета, она открыла браузер и набрала привычный адрес homebank.kz. Открылась очень похожая страница и, не заметив никакой подмены, девушка ввела свои логин и пароль. Спустя несколько мгновений, где-то на другом конце земли к мошенникам пришло уведомление, что их будущая жертва пытается зайти на поддельный портал. А Алия в своём браузере увидела не главное меню интернет-банкинга, а какую-то другую страницу, требующую дополнительных данных для входа. Однако её это не насторожило.
Помните! Любые странности, перемены, незнакомое поведение интернет-банкинга в процессе вашей авторизации – это повод насторожиться. Если у вас есть хоть малейший предлог заподозрить, что «здесь что-то не так» – звоните в call-center банка по номеру 7111 (бесплатно с любого мобильного в РК). Любое мошенничество гораздо легче предупредить, чем пытаться вернуть деньги, которые «утекли» в другую страну.
Страница не показалась Алие подозрительной, да и в адресной строке стояло настоящее доменное имя. Она ввела свои данные своей карточки, и в ту же минуту ей позвонили на мобильный. Звонивший представился «Арманом, сотрудником Казкоммерцбанка».
– Мы заметили, что вы испытываете трудности со входом в Homebank, я могу вам помочь? – голос в трубке звучал очень приятно и дружелюбно, поэтому девушка не усомнилась в его искренности.
Алия пожаловалась, что ей не удаётся войти в Homebank, и вежливый мошенник успокоил её, предложив вместе разобраться с проблемой.
– Сейчас вы получите смс с кодом для подтверждения вашего номера. Пожалуйста, продиктуйте мне этот код, – продолжал вкрадчиво лже-сотрудник банка.
Знайте! Настоящий сотрудник банка никогда и ни при каких обстоятельствах не спросит у вас смс-код, поскольку это одна из мер безопасности, призванная защитить ваш аккаунт от взлома. Если лицо, выдающее себя за работника колцентра, попросит сообщить ваши конфиденциальные данные: реквизиты платёжных карт, логин и пароль от интернет-банкинга, смс-коды – вы разговариваете с мошенником.
Доверчивая Алия продиктовала цифры из смс и мошенник пообещал ей, что «доступ скоро восстановят», после чего посоветовал войти в аккаунт попозже.
Пока ничего не подозревающая девушка ждала «восстановления доступа», лже-банкир через Homebank сменил доверенный номер клиента, чтобы беспрепятственно снять средства с депозита Алии и перевести их на свои счета.
Не дайте себя обмануть
Если вы не хотите попасть в аналогичную ситуацию и нечаянно подарить мошенникам все свои сбережения, запомните ряд простых и действенных правил:
- Не доверяйте слишком заманчивым предложениям, не переходите по незнакомым ссылкам и не скачивайте неизвестных, непроверенных программ.
- Регулярно обновляйте антивирусную программу на вашем компьютере, чтобы своевременно обнаруживать и удалять вирусы и вредоносные программы.
- Внимательно проверяйте сайт интернет-банкинга, где вы вводите свои логин и пароль – некоторые мошенники, копируя страницу, торопятся и совершают ошибки.
- Не сообщайте никому свои конфиденциальные сведения и всегда помните, что ни сотрудники Qazkom, ни интернет-портал Homebank – никогда не спросят у вас данные карты или смс-код.
- Насторожитесь, если вам звонит лицо, которое представляется сотрудником банка и просит сообщить какие-то данные. На всякий случай узнайте его имя, позвоните в call-center банка по номеру 7111 и попросите пригласить к телефону сотрудника, с которым вы только что говорили.
- Помните: у настоящих сотрудников Qazkom нет возможности переписываться с вами через мессенджеры Skype, Whatsapp и другие (возможна только видеосвязь по вашей инициативе).
- Немедленно сообщите банку о любых подозрительных событиях, связанных с вашей банковской картой или учётной записью в интернет-банкинге.
*На правах PR
.
.
.
.