Учет клиентов НПФ замкнут на стороннем игроке
Ключевое звено в системе индивидуального пенсионного капитала — центральный администратор (ЦА) — возьмет на себя все функции персонифицированного учета данных о клиентах негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и их накоплениях. Однако расходы на создание новой структуры (не менее 10 млрд руб.) возьмут на себя НПФ, а в конечном итоге — их клиенты. Выгода для самих фондов неочевидна — помимо разовых вырастут и постоянные расходы, тогда как инвестиционный маневр для них постоянно сужается.
Новые детали реформирования нынешней системы ОПС, формирования гражданами индивидуального пенсионного капитала (ИПК) и создания центрального администратора были представили вчера на VIII Пенсионном конгрессе. Как подчеркнул замминистра финансов Алексей Моисеев, трансформация нынешней системы ОПС пройдет в течение пяти лет — за этот срок гражданам предстоит определиться с выбором НПФ, в котором они будут самостоятельно формировать пенсию. Накопления "молчунов" — клиентов Пенсионного фонда России, в том числе тех, с которыми работают управляющие компании, по истечении пяти лет будут трансформированы в баллы, которые будут учитываться при начислении пенсии по старости.
Краеугольным камнем новой системы станет центральный администратор. Как подчеркнул первый зампред Банка России Сергей Швецов, ЦА возьмет на себя все функции персонифицированного учета — в полном объеме их не будет ни у работодателя, ни у НПФ. Функционал ЦА, по словам Сергея Швецова, Банк России определит совместно с саморегулируемыми организациями НПФ. Часть задач уже известна: администрирование взносов граждан и выстраивание отношений с работодателями, перевод накоплений клиентов из НПФ в НПФ, оперативное информирование будущих и нынешних пенсионеров о состоянии счетов и доходности, в том числе в фондах-конкурентах. Участники пенсионного рынка считают, что центральный администратор должен быть структурой, независимой от НПФ, чтобы не создавать конфликта интересов. "При этом он должен находиться под серьезным контролем мегарегулятора",— уверен президент НАПФ Константин Угрюмов.
Пока остается открытым вопрос, кто будет провайдером центрального администратора. "Это может быть и центральный депозитарий, и НСПК (АО "Национальная система платежных карт", 100% акций принадлежит ЦБ.— "Ъ"), телекоммуникационные компании, "Яндекс" — компании, которые умеют работать с большими базами данных в режиме online",— отметил господин Швецов. Одним из критериев отбора провайдера ЦА (если его будут выбирать по итогам тендера) наряду с готовностью IT-инфраструктуры мог бы стать "объем или доля его инвестиций в запуск этого проекта", считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.
Стоимость услуг ЦА станет известна после определения его функционала. Хотя расходы на создание ЦА лягут на участников отрасли, по оценке первого зампреда ЦБ, при реализации такого сценария фонды смогут серьезно сэкономить на учете. Вместе с тем, по оценке участников отрасли, затраты на создание ЦА будут существенными. Как отмечает гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров, с учетом анонсированной массовости ИПК и функционала центрального администратора вложения будут сопоставимы с расходами на запуск НПСК, т. е. 10-20 млрд руб. "В случае если эти расходы лягут на НПФ, это отразится на доходности, начисляемой на счета клиентов",— уверен господин Сидоров.
Исходя из новых предложений ЦБ и Минфина, за НПФ останется лишь инвестирование и выплата пенсий. "Если будет утверждена стандартная пенсионная схема, а все активы будут верифицироваться ЦБ по соотношению риск-доходность, поля для конкуренции просто не остается. Получается, гражданин будет выбирать самого заметного игрока, а не самого лучшего",— считает гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко. При этом, по его словам, одна из наиболее затратных функций НПФ — выплата пенсий — остается за фондами, а несбалансированность расходов и доходов бизнеса нарастает. "Бизнес НПФ становится все менее маржинальным, средним игрокам необходимо наращивать его масштабы",— констатировал гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов.
Проблема массовости участия граждан в самостоятельном формировании накоплений по факту не ограничивается простотой и открытостью системы или льготами по уплате налогов, которые готовы предоставить власти. "Около трети населения находится у черты бедности, а по оценкам Росстата, около 85% населения не имеет сбережений вообще. Эта группа граждан также будет участвовать в ИПК до первого реального вычета из зарплаты",— уверен руководитель розничных продаж УК "Солид Менеджмент" Сергей Звенигородский.