За выплаты будущим пенсионерам отвечают пенсионные фонды, и они должны решить — сами они инвестируют собранные средства или привлекают к этой работе управляющие компании. Но во главу проблемы необходимо поставить интересы клиентов — чтобы было чем платить пенсию, когда люди массово станут переходить пенсионный рубеж.
Работа негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и управляющих компаний (УК) в ходе трансформации всей системы пенсионного обеспечения должна измениться. Этот процесс обсудили 22 марта 2017 года на конференции НАУФОР «Управление активами — 2017».
Попытки НПФ переложить часть ответственности за не качественное управление активами на УК не будут встречать понимания у регулятора
Конечная структура, которая отвечает за сохранность средств будущих пенсионеров в рамках программы добровольных пенсионных взносов,— именно НПФ, поэтому фонд должен выбирать для размещения в инструменты финансового рынка качественную управляющую компанию. «Для фонда критически важно выстроить работу по оценке рисков и экспертизе вложений — самостоятельно или выстроить работу с управляющими компаниями»,— подчеркнул директор департамента коллективных инвестиций Банка России Филипп Габуния. Однако нынешняя ситуация на пенсионном рынке пока далека от идеала, отметил он. И попытки НПФ переложить часть ответственности за не очень качественное управление активами на УК не будут встречать понимания у регулятора, отметил Филипп Габуния. По его словам, попытки заключать с клиентом—физическим лицом трехсторонние соглашения, то есть между человеком—потребителем услуги, НПФ и УК, успехом не увенчались.
По словам Филиппа Габуния, во всем мире банки в целях активного зарабатывания комиссионного дохода активно пропагандируют коллективные инвестиции. Так, вставив карту в банкомат, на Западе можно купить любой инвестиционный продукт.
ЦБ и Минфин настаивают на внедрении в работе НПФ риск-менеджмента и фидуциарной ответственности
По сравнению с международным рынком ситуация с дистрибуцией этого товара в нашей стране плоха. Почему крупным банкам продавать паи не интересно, Банк России не знает, даже несмотря на тот факт, что через интернет те же банки активно продают кредиты и карты, отметил специалист ЦБ. Кроме того, продажа инвестиционных продуктов через удаленные каналы хороша тем, что это минимизирует риск такого развития сюжета, что в отделении банка недобросовестный инвестиционный консультант убедит человека купить рискованный инструмент на последние средства клиента, убежден Филипп Габуния.
ЦБ и Минфин настаивают на внедрении в работе НПФ риск-менеджмента и фидуциарной ответственности. Эта работа проводится в интересах застрахованных лиц, а не бенефициаров фондов. Для бенефициаров некоторых НПФ, средства, собранные в них, это источник дешевых пассивов для финансирования своего бизнеса, они не заинтересованы в привлечении рыночных управляющих компаний и в наличии независимой экспертизы, отметил президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. Но эта ситуация изменится с введением фидуциарной ответственности и запуском программы индивидуального пенсионного капитала. Ведь самостоятельно отчисляя средства на свой личный пенсионный счет, граждане будут заинтересованы в получении информации о размещении своих накоплений, а НПФ будут заинтересованы в рыночном размещении собранных средств.
Значительная часть пенсионных накоплений сегодня вложена в те активы, которые не требуют ежедневных операций
При этом Банк России не собирается изменять свои нормативные акты, для того чтобы НПФ смогли покупать акции в ходе IPO российских компаний, отметил Филипп Габуния. По его словам, с точки зрения риска, который несет в себе любой актив IPO, 10% — это максимум, что себе может позволить купить НПФ в ходе размещения бумаг приватизируемых компаний. В настоящий момент ЦБ разрешает НПФ в момент первичного размещения бумаг покупать их только на 10% своих средств. Во время вторичных размещений — SPO этот лимит составляет 40%.
Центробанк дал возможность НПФ не прибегать к услугам УК и размещать средства самостоятельно. Но значительная часть пенсионных накоплений сегодня вложена в те активы, которые не требуют ежедневных операций, сообщила генеральный директор НПФ Сбербанка Галина Морозова. Это депозиты, ОФЗ или корпоративные облигации, и работу с ними неплохо могут проводить сами фонды.
Как будет выплачиваться пенсия, когда лица, в интересах которых и создана система пенсионного страхования, начнут массово выходить на пенсию
Привлечение нескольких управляющих компаний позволяет НПФ иметь дополнительную экспертизу рынка и эффективно работать с несколькими портфелями, особенно теми, в которые включены рискованные активы, которые требуют ежедневного «нажатия кнопки», считает Морозова. И такое положение вещей особенно актуально для крупных фондов. «За управляющей компанией оправдано оставить работу с высокорисковыми вложениями НПФ, доля которых ограничена 10%, и спекулятивным портфелем — в сумме до 20%»,— отметила Галина Морозова.
В России больше 30 млн людей принимают участие в системе пенсионного страхования
Заместитель директора департамента финансовой политики Минфина России Елена Артемова, выслушав всех выступавших, обратила внимание на тот факт, что на конференции никто не поднял такую проблему — как будет выплачиваться пенсия, когда лица, в интересах которых и создана система пенсионного страхования, начнут массово выходить на пенсию. Поэтому очень важно смещать акцент в своей работе на конечные выплаты. «Сейчас мы видим истерику индустрии: верните нам поток взносов, чтобы мы могли выполнять свои обязательства»,— сообщила она. При этом Артемова напомнила, что в России больше 30 млн людей принимают участие в системе пенсионного страхования, и у нас еще не было дефолтов негосударственных пенсионных фондов, когда фонды банально не могут платить пенсию, потому что нечем. «Призываю индустрию при запуске программы индивидуального пенсионного капитала не наступать на те же грабли»,— резюмировала Артемова.