Пять предложений ЦБ по реформированию аудиторского рынка - «Финансы» » Новости Банков России

Финансы

Пять предложений ЦБ по реформированию аудиторского рынка - «Финансы»


Пять предложений ЦБ по реформированию аудиторского рынка - «Финансы»



Сегодня Банк России должен был передать в Минфин свои предложения по реформированию аудиторской отрасли. Как заявила журналистам глава департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына, аудиторская отрасль требует реформирования сразу по многим направлениям. Однако сейчас вылечить все проблемы невозможно. Поэтому регулятор сосредоточился на наиболее серьезных и важных моментах.


Сокращение круга субъектов, подлежащих обязательному аудиту


Елена Курицына указала, что в нынешней версии закона об аудите большое количество хозяйствующих лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, подлежат обязательному аудиту. Наибольшей критике подвергаются положения, связанные с тем, что под обязательный аудит попадают организации в зависимости от размера выручки или размера величины активов.


Это не оказание нормальных аудиторских услуг, а просто продажа подписи аудитора

«Мы не понимаем, кто является заказчиком такого аудита, — сказала она. — Кто является потребителем, кто заинтересован в качественном результате такого аудита. К сожалению, отсутствие заинтересованного, мотивированного заказчика и потребителя аудита приводит к формированию на аудиторском рынке предложений «аудита» в кавычках, который осуществляется за очень небольшую денежную оплату. И это не оказание нормальных аудиторских услуг (качественный аудит всегда дорогостоящ), а просто продажа подписи аудитора под аудиторским заключением. Принципиально важно было найти решение, по которому мы бы смогли четко понимать, кто является интересантом, кто является потребителем, кто является заказчиком качественного аудита того или иного субъекта».


Банк России предлагает исключить пункт об обязательном аудите предприятий с определенной величиной выручки и активов

По словам Елены Курицыной, по широкому кругу организаций, подлежат обязательному аудиту, одним из наиболее мотивированных заказчиков является Центральный Банк. Это кредитные организации, страховые организации, НПФ, публичные общества, общества, бумаги которых торгуются на бирже. «И в этом смысле Центральный банк не будет таким регулятором, заинтересованным с двух сторон в повышении качества аудита, и мы сами себе не сможем дать какую-то поблажку», — подчеркнула она.


В соответствии с этим Банк России предлагает исключить пункт об обязательном аудите предприятий с определенной величиной выручки и активов. Требования закона об обязательном аудите в этой части ЦБ хотел бы синхронизировать с законом о консолидированной финансовой отчетности.


Повышение требований к входному билету на аудиторский рынок


Если говорить об общем аудите, то в настоящее время аудиторская организация имеет право быть включенной в реестр, если она предоставит информацию о наличии трех работающих по трудовому договору аудиторов.


Надлежащее качество работы таких организаций обеспечить невозможно

«При этом они совершенно не обязательно должны работать только в этой аудиторской организации, — объяснила Елена Курицына. — На практике, к сожалению, такая лояльность в регулировании приводит к тому, что аудиторы числятся в десяти, пятнадцати, даже двадцати аудиторских компаниях. И не просто числятся. Все эти компании, используя аттестаты именно этих аудиторов, получают возможность быть зарегистрированными в качестве аудиторских организаций и тем самым получить свой статус. По сути это как бы лицензия на работу».


Соответственно, надлежащее качество работы таких организаций обеспечить невозможно. И это очень большая проблема, с которой Банк России сталкивается сейчас как регулятор.


«Если говорить об общем аудите, то мы предлагаем фиксировать, что аудитор со своим аттестатом по основному месту работы должен работать только в одной организации, и именно в этой организации, по основному месту работы, он имеет право подписывать аудиторские заключения в качестве руководителя задания», — указала представитель ЦБ.


Пересмотр требований к аудиторам, проверяющим поднадзорные ЦБ организации и общественно значимые хозяйствующие субъекты


К таким компаниям регулятор хочет подойти со всей серьезностью.


«Сейчас для того, чтобы аудировать банковскую отчетность, необходимо быть аудиторской организацией и иметь в штате аудитора с так называемым единым аттестатом, — отметила Елена Курицына. — Мы хотим изменить эти условия. У аудиторской организации должно быть не менее 12 аудиторов с соответствующими квалификационными аттестатами и не менее 3 аудиторов, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым, в соответствии с нашими предложениями, руководители аудиторского задания».


В ЦБ полагают, что аудиторская организация должна иметь необходимый опыт работы с поднадзорными регулятору компаниями не менее трех лет. Аудиторская организация не должна в течение последних трех лет иметь фактов, когда признанная ею достоверной финансовая отчетность впоследствии оценивается Банком России как недостоверная, а проведенные аудиторские процедуры — проведенными ненадлежащим образом. Не должно быть фактов признания аудиторского заключения заведомо ложным и так далее.


«Безусловно, те же самые факторы, связанные с профессионализмом и деловой репутацией аудиторской организации, — добавила представитель ЦБ. — Не должно быть признания того, что не соблюдаются кодексы профессиональной этики, требования по независимости аудиторов за последние три года».


Он не имеет права подписывать заключение ни от какой другой аудиторской организации

Дополнительные требования предлагается предъявлять и к руководителям аудиторских проверок, которых в аудиторских организациях должно быть не менее трех. Такой человек должен работать в одной аудиторской организации, там, где лежит его трудовая книжка. Он не имеет права подписывать заключение ни от какой другой аудиторской организации. Далее — стандартные требования о несудимости. «Мы бы хотели, чтобы у него было не менее 5 лет опыта работы с поднадзорными Банку России организациями и общественно значимыми хозяйствующими субъектами, — уточнила Елена Курицына. — Он должен постоянно повышать квалификацию. Должны отсутствовать факты несоблюдения требований о независимости аудитора при проведении аудиторской проверки».


Кто сможет аудировать банки и все остальные организации, поднадзорные ЦБ, и как отделить тех, кто будет иметь право осуществлять только общий аудит


ЦБ принял решение пойти по пути реестра, который хочет вести сам

«Обсуждались разные идеи, — рассказала представитель ЦБ. — Можно было оставить решение на усмотрение самого рынка — написать критерии, которым должен бы был соответствовать аудитор. А дальше уже пусть сам банк или сама публичная компания удостоверяется в том, что ее аудитор соответствует всем этим критериям. Это был один из вариантов. Но мы поняли, что риски для рынка слишком высоки. И цена либеральности и свободы — уверенность Банка России в этом аудите и уверенность компании в том, что они выбирают правильного аудитора».


Поэтому ЦБ принял решение пойти по пути реестра, который хочет вести сам. Этот реестр будет вестись по сути по аналогии с теми процедурами допуска, которые во множественном количестве регулятор уже выполняет в отношении других поднадзорных субъектов.


«То есть получается, что сначала аудиторская организация попадает в реестр членов СРО, потом набирает необходимый опыт, после этого она имеет право обратиться в Банк России для того, чтобы быть допущенной к аудиту общественно значимых организаций», — указала она.


Независимость и ротация


Мы предлагаем ротацию аудиторского партнера

«Мы предлагаем поменять по сути всю статью, которая говорит о независимости аудитора, привести в соответствие с последним европейским регулированием и с теми практиками, которые сейчас внедряются в Европейском Союзе, — рассказала Елена Курицына. — Вопрос ротации — это тоже один из элементов обеспечения независимости. Мы не предлагаем обязательную ротацию аудиторских организаций. Мы не считаем, что в настоящий момент это является каким-то значимым элементом для российского рынка. Мы предлагаем, в соответствии с рекомендациями Европейской директивы, ротацию аудиторского партнера — как раз того самого физического лица, которое подписывает аудиторское заключение. Предлагаем, чтобы руководитель имел право работать с одной компанией на протяжении семи лет, а потом у него должен быть перерыв в работе с этой компанией не менее двух лет».


ЦБ рассчитывает, что его предложения вступят в силу с 1 января 2018 года.


Сегодня Банк России должен был передать в Минфин свои предложения по реформированию аудиторской отрасли. Как заявила журналистам глава департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына, аудиторская отрасль требует реформирования сразу по многим направлениям. Однако сейчас вылечить все проблемы невозможно. Поэтому регулятор сосредоточился на наиболее серьезных и важных моментах. Сокращение круга субъектов, подлежащих обязательному аудиту Елена Курицына указала, что в нынешней версии закона об аудите большое количество хозяйствующих лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, подлежат обязательному аудиту. Наибольшей критике подвергаются положения, связанные с тем, что под обязательный аудит попадают организации в зависимости от размера выручки или размера величины активов. Это не оказание нормальных аудиторских услуг, а просто продажа подписи аудитора «Мы не понимаем, кто является заказчиком такого аудита, — сказала она. — Кто является потребителем, кто заинтересован в качественном результате такого аудита. К сожалению, отсутствие заинтересованного, мотивированного заказчика и потребителя аудита приводит к формированию на аудиторском рынке предложений «аудита» в кавычках, который осуществляется за очень небольшую денежную оплату. И это не оказание нормальных аудиторских услуг (качественный аудит всегда дорогостоящ), а просто продажа подписи аудитора под аудиторским заключением. Принципиально важно было найти решение, по которому мы бы смогли четко понимать, кто является интересантом, кто является потребителем, кто является заказчиком качественного аудита того или иного субъекта». Банк России предлагает исключить пункт об обязательном аудите предприятий с определенной величиной выручки и активов По словам Елены Курицыной, по широкому кругу организаций, подлежат обязательному аудиту, одним из наиболее мотивированных заказчиков является Центральный Банк. Это кредитные организации, страховые организации, НПФ, публичные общества, общества, бумаги которых торгуются на бирже. «И в этом смысле Центральный банк не будет таким регулятором, заинтересованным с двух сторон в повышении качества аудита, и мы сами себе не сможем дать какую-то поблажку», — подчеркнула она. В соответствии с этим Банк России предлагает исключить пункт об обязательном аудите предприятий с определенной величиной выручки и активов. Требования закона об обязательном аудите в этой части ЦБ хотел бы синхронизировать с законом о консолидированной финансовой отчетности. Повышение требований к входному билету на аудиторский рынок Если говорить об общем аудите, то в настоящее время аудиторская организация имеет право быть включенной в реестр, если она предоставит информацию о наличии трех работающих по трудовому договору аудиторов. Надлежащее качество работы таких организаций обеспечить невозможно «При этом они совершенно не обязательно должны работать только в этой аудиторской организации, — объяснила Елена Курицына. — На практике, к сожалению, такая лояльность в регулировании приводит к тому, что аудиторы числятся в десяти, пятнадцати, даже двадцати аудиторских компаниях. И не просто числятся. Все эти компании, используя аттестаты именно этих аудиторов, получают возможность быть зарегистрированными в качестве аудиторских организаций и тем самым получить свой статус. По сути это как бы лицензия на работу». Соответственно, надлежащее качество работы таких организаций обеспечить невозможно. И это очень большая проблема, с которой Банк России сталкивается сейчас как регулятор. «Если говорить об общем аудите, то мы предлагаем фиксировать, что аудитор со своим аттестатом по основному месту работы должен работать только в одной организации, и именно в этой организации, по основному месту работы, он имеет право подписывать аудиторские заключения в качестве руководителя задания», — указала представитель ЦБ. Пересмотр требований к аудиторам, проверяющим поднадзорные ЦБ организации и общественно значимые хозяйствующие субъекты К таким компаниям регулятор хочет подойти со всей серьезностью. «Сейчас для того, чтобы аудировать банковскую отчетность, необходимо быть аудиторской организацией и иметь в штате аудитора с так называемым единым аттестатом, — отметила Елена Курицына. — Мы хотим изменить эти условия. У аудиторской организации должно быть не менее 12 аудиторов с соответствующими квалификационными аттестатами и не менее 3 аудиторов, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым, в соответствии с нашими предложениями, руководители аудиторского задания». В ЦБ полагают, что аудиторская организация должна иметь необходимый опыт работы с поднадзорными регулятору компаниями не менее трех лет. Аудиторская организация не должна в течение последних трех лет иметь фактов, когда признанная ею достоверной финансовая отчетность впоследствии оценивается Банком России как недостоверная, а проведенные аудиторские процедуры — проведенными ненадлежащим образом. Не должно быть фактов признания аудиторского заключения заведомо ложным и так далее. «Безусловно, те же самые факторы, связанные с профессионализмом и деловой репутацией аудиторской организации, — добавила представитель ЦБ. — Не должно быть признания того, что не соблюдаются кодексы профессиональной этики, требования по независимости аудиторов за последние три года». Он не имеет права подписывать заключение ни от какой другой аудиторской организации Дополнительные требования предлагается предъявлять и к руководителям аудиторских проверок, которых в аудиторских организациях должно быть не менее трех. Такой человек должен работать в одной аудиторской организации, там, где лежит его трудовая книжка. Он не имеет права подписывать заключение ни от какой другой аудиторской организации. Далее — стандартные требования о несудимости. «Мы бы хотели, чтобы у него было не менее 5 лет опыта работы с поднадзорными Банку России организациями и общественно значимыми хозяйствующими субъектами, — уточнила Елена Курицына. — Он должен постоянно повышать квалификацию. Должны отсутствовать факты несоблюдения требований о независимости аудитора при проведении аудиторской проверки». Кто сможет аудировать банки и все остальные организации, поднадзорные ЦБ, и как отделить тех, кто будет иметь право осуществлять только общий аудит ЦБ принял решение пойти по пути реестра, который хочет вести сам «Обсуждались разные идеи, — рассказала представитель ЦБ. — Можно было оставить решение на усмотрение самого рынка — написать критерии, которым должен бы был соответствовать аудитор. А дальше уже пусть сам банк или сама публичная компания удостоверяется в том, что ее аудитор соответствует всем этим критериям. Это был один из вариантов. Но мы поняли, что риски для рынка слишком высоки. И цена либеральности и свободы — уверенность Банка России в этом аудите и уверенность компании в том, что они выбирают правильного аудитора». Поэтому ЦБ принял решение пойти по пути реестра, который хочет вести сам. Этот реестр будет вестись по сути по аналогии с теми процедурами допуска, которые во множественном количестве регулятор уже выполняет в отношении других поднадзорных субъектов. «То есть получается, что сначала аудиторская организация попадает в реестр членов СРО, потом набирает необходимый опыт, после этого она имеет право обратиться в Банк России для того, чтобы быть допущенной к аудиту общественно значимых организаций», — указала она. Независимость и ротация Мы предлагаем ротацию аудиторского партнера «Мы предлагаем поменять по сути всю статью, которая говорит о независимости аудитора, привести в соответствие с последним европейским регулированием и с теми практиками, которые сейчас внедряются в Европейском Союзе, — рассказала Елена Курицына. — Вопрос ротации — это тоже один из элементов обеспечения независимости. Мы не предлагаем обязательную ротацию аудиторских организаций. Мы не считаем, что в настоящий момент это является каким-то значимым элементом для российского рынка. Мы предлагаем, в соответствии с рекомендациями Европейской директивы, ротацию аудиторского партнера — как раз того самого физического лица, которое подписывает аудиторское заключение. Предлагаем, чтобы руководитель имел право работать с одной компанией на протяжении семи лет, а потом у него должен быть перерыв в работе с этой компанией не менее двух лет». ЦБ рассчитывает, что его предложения вступят в силу с 1 января 2018 года.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали