Реформа «автогражданки» вступает в силу
Сегодня вступает в силу закон о приоритете ремонта над денежной выплатой ОСАГО. Основной подзаконный акт, запускающий реформу — положение ЦБ об изменении правил ОСАГО, вводящее требования к автосервисам,— не успевает пройти согласование Минюста. Впрочем, в Банке России заявляют, что закон носит приоритетный характер и выплаты по всем купленным с 28 апреля полисам должны заменяться ремонтом. По оценкам страхового лобби, только треть автовладельцев сможет воспользоваться новшеством — требования к удаленности сервиса, качеству ремонта и гарантии трудно выполнить на практике.
С сегодняшнего дня вступают в силу поправки к закону об ОСАГО о натуральном возмещении. Теперь при продаже полиса или принятии заявления о выплате компания предложит список станций технического обслуживания (СТО), с которыми у нее заключены договоры. По закону расстояние до сервиса от места ДТП либо места жительства автовладельца (по его выбору) должно составлять до 50 км, срок ремонта — не более 30 дней, а за каждый день просрочки страховщик будет платить штраф в 0,5% суммы возмещения. Гарантия на ремонт составит полгода (год — на кузовные и лакокрасочные работы). Автомобили не старше двух лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться на авторизованных СТО для сохранения гарантии.
Требования к сервисам, перечисленные в законе, должны быть описаны в нормативном акте ЦБ — положении "О внесении изменений в правила ОСАГО в части определения требований к СТО". Впрочем, на момент написания заметки документ все еще находился на согласовании в Минюсте. В пресс-службе ЦБ "Ъ" заявили: "Закон имеет максимально прямое действие, нормативный акт Банка России носит вспомогательный характер. Все ключевые моменты, связанные с организацией ремонта, напрямую прописаны в законе. Страховщики, заинтересованные в повышении качества сервиса для своих клиентов, могут работать по новым правилам".
Таким образом, формально реформу ничего не останавливает. Ремонт вместо денежных выплат будет применяться при страховых случаях по договорам ОСАГО, оформленным с 28 апреля. По ранее купленным полисам это тоже возможно — но по договоренности страховщика и страхователя. Впрочем, по словам замглавы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, новшеством сможет воспользоваться только треть автовладельцев. По его словам, ряд дилерских центров в переговорах со страховщиками уже заявили о нежелании брать на ремонт автомобили старше пяти-семи лет. "Их можно понять,— говорит господин Уфимцев.— Давать гарантии на работы для старых автомобилей опрометчиво".
Срок ремонта в 30 дней является максимальным. "Закон обязал использовать только новые детали при восстановительном ремонте. А это сильно сужает круг потенциальных получателей этой услуги,— подтверждает и президент РСА господин Юргенс.— Поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, соответственно, в срок уложиться сложно. А праворукие автомобили, которых предостаточно на Дальнем Востоке, вообще практически выпадают из этой схемы".
Кроме того, норму по удаленности сервиса будет сложно выполнить. "Если страховщик в состоянии обеспечить все условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами,— говорит Игорь Юргенс.— Однако стоит подумать, прежде чем отказываться. Например, станция может находиться на расстоянии не 50, а 60 км от вас, не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме". По оценкам РСА, при денежном возмещении доплата за износ может составить до 38% суммы возмещения. Обязательной денежная выплата останется только в четырех случаях: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожение автомобиля и превышение стоимости ремонта над лимитом ОСАГО (400 тыс. руб.).
Напомним, идея реформы принадлежит страховщикам, они считают, что это остановит активность автоюристов, которые перекупают права требования у автомобилиста к страховщикам и выигрывают в судах. Впрочем, по закону и неудовлетворенный ремонтом автовладелец может обратиться с жалобой к страховщику, а если решить проблему не удастся, также подать иск в суд.