Консервативный банк вырастит высокотехнологичную «дочку»
Новейшие технологии осваивают даже самые консервативные банки. Как стало известно "Ъ", свою диджитал-компанию, которая в перспективе должна перерасти в высокотехнологичный банк для малого бизнеса и частных лиц, создает Газпромбанк. Для экспертов успех проекта не очевиден: Газпромбанк преимущественно обслуживает крупных корпоратов и их сотрудников и не имеет опыта работы в массовом сегменте.
О том, что квазигосударственный Газпромбанк (ГПБ, контролируется структурами "Газпрома", 3-е место по активам в РФ) создает дочернюю диджитал-компанию, "Ъ" рассказали несколько источников на банковском рынке. "Сейчас проект пилотируется, его полномасштабный запуск намечен на начало следующего года",— сообщил один из собеседников "Ъ". "Компания будет разрабатывать мобильные приложения, другие IT-продукты и направления электронного бизнеса банка",— добавил другой собеседник, знакомый с планами ГПБ. Компания, как предполагается, будет создавать собственные решения (приложения, IT-решения и другое) как для нужд банка и его клиентов, так и для продажи на внешнем рынке.
По данным собеседников "Ъ", Газпромбанк планирует в перспективе на основе этой компании или связанной с ней структуры создать банк, получив соответствующую лицензию, сопоставимый по бизнес-модели с высокотехнологичными Модульбанком (работает с частными предпринимателями и малым бизнесом), а затем, возможно, Рокетбанком (работает с физлицами на лицензии банка ФК "Открытие"). "Создание именно банка — перспектива года-полутора",— уточнил источник "Ъ", знакомый с ситуацией. В Газпромбанке не ответили на запрос "Ъ".
Согласно базе данных "СПАРК-Интерфакс", в декабре прошлого года Газпромбанк через подконтрольные структуры зарегистрировал компанию "ГПБ Диджитал", в качестве основной деятельности которой указана разработка компьютерного программного обеспечения. По данным собеседника "Ъ", в "ГПБ Диджитал" наняли известных в сфере технологий специалистов и менеджеров. Так, согласно "СПАРК-Интерфаксу", руководителем компании значится Максим Ермилов, который ранее среди прочего был партнером и управляющим директором по финансовому сектору в одной из ведущих международных консалтинговых компаний — The Boston Consulting Group.
Эксперты, с одной стороны, признают, что выделенный в отдельную структуру диджитал-проект — перспективное решение для крупного банка, а с другой — что его успех неочевиден. "Создание диджитал-"дочки" — логичное решение для крупного универсального банка, особенно если на базе технологической компании будет создан отдельный банк,— полагает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Эльман Мехтиев.— Это успешная западная практика". По его мнению, сам универсальный банк целиком, с его процессами, системами, корпоративной культурой, трудно и весьма затратно трансформировать. Другое дело — ниша, в рамках которой можно за короткий срок создать прибыльный продукт при небольших расходах. По словам господина Мехтиева, самостоятельные диджитал-проекты сейчас целесообразно делать в рознице и малом бизнесе. Аналогичный проект начал реализовывать, например, Бинбанк, в марте переформатировав "дочку" Бинбанк — кредитные карты в Бинбанк Диджитал.
Впрочем, успех реализации описанной модели именно Газпромбанком, который известен своей консервативностью и работой преимущественно с крупнейшими компаниями и их сотрудниками, участникам рынка не кажется очевидным. "Я, конечно, с любопытством понаблюдаю за развитием такого многообещающего проекта, учитывая "тяжелую" структуру Газпромбанка, его консервативность в подходе к клиентам и слабовыраженный до сих пор интерес к массовому бизнесу",— отмечает глава сервиса мобильного эквайринга Payme Владимир Канин.