ЦБ нашел управу на банкиров с «тетрадками»
Фонд страхования наполнят взносами
Мегарегулятор
Банк России решил выделить забалансовые вклады как отдельное уголовное преступление с соответствующими последствиями. Регулятор уже подготовил такие поправки к Уголовному кодексу (УК) в отношении как руководства банка, так и рядовых сотрудников. Эксперты поддерживают желание ЦБ бороться с проблемой, но считают, что дополнительная статья в УК вряд ли станет панацеей от подобных мошенничеств.
О том, что Центробанк договорился с правоохранительными органами о внесении поправок в Уголовный кодекс, которые выделят неучтенные в официальной бухгалтерии вклады в самостоятельный состав преступления, сообщил вчера, выступая на заседании рабочей группы в Госдуме, первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. По его словам, планируется выделить это нарушение в отдельную статью, за которую должно быть предусмотрено особо тяжкое наказание. "Это связано с тяжелыми последствиями для общества, дестабилизирует социальную и политическую обстановку",— заявил он, добавив, что ответственность за такие нарушения должна ложиться не только на руководство банка, но и на рядовых сотрудников. "Это преступная деятельность, это криминал, нужно повышать ответственность за эти преступления, делать наказание неотвратимым,— отметил он.— Причем ответственность распространять уголовно-правовую и административно-правовую не только на высшее руководство банка, но и дальше по цепочке на кассиров и операционистов". В ЦБ вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, какая именно ответственность предусмотрена поправками для банкиров за мошенничества с вкладами.
Проблема выявления забалансовых вкладов в банках, лишившихся лицензий, встала особенно остро в 2016 году и продолжает быть актуальной и сейчас (см. "Ъ" от 11 мая). За прошлый год у девяти банков были выявлены такие случаи и еще двух в 2017 году, в целом масштаб хищений составил 60,7 млрд руб. От махинаций банков пострадало более 72 тыс. вкладчиков, которым месяцами (а не традиционно в течение двух недель) пришлось ждать выплат от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), и около 5 тыс. из них компенсацию не выплатили до сих пор.
Появление конкретной статьи в УК позволит правоохранителям быстрее привлекать к ответственности более широкий круг лиц при меньшем объеме доказательств, указывают юристы. "По существующей сейчас в УК статье "хищение" нужно доказывать умысел, собирать больше доказательств и искать конкретного субъекта хищения,— объясняет управляющий партнер юридической компании Lidings Андрей Зеленин.— В данном случае будет достаточно формального факта обнаружения забалансовых вкладов в банке, и это вполне может стать сдерживающим фактором для будущих исполнителей таких преступлений". Впрочем, полностью проблему введение уголовной ответственности за забалансовые вклады не решит. Такие операции изначально незаконны и совершающие их лица, сознательно идут на преступления.
Забалансовые вклады, неучтенные, будут самостоятельным составом преступления в Уголовном кодексе, это будет отдельная статья, помимо недостоверной финансовой отчетности
Гораздо разумнее, на взгляд экспертов, реализовать идею с единым реестром вкладчиков, о которой ЦБ говорит уже год, но пока дальше слов дело не идет. Вчера Дмитрий Тулин опять заявил, что ЦБ "всерьез задумывается о том, чтобы... ввести так называемый единый реестр вкладчиков, где бы в оперативном режиме, чуть ли не в онлайн, происходили контроль и выверка данных учета банков и данных учета АСВ и ЦБ". По его словам, это сложный проект, но даже он не решает проблему на 100%.
Впрочем, эксперты уверены, что все зависит от того, как будет организован процесс. "Смысл "тетрадочных вкладов" — отсутствие их отражения в официальных источниках,— указывает партнер юридического бюро "Замоскоречье" Дмитрий Шевченко.— Даже при наличии единого реестра открытым остается вопрос, кто и как обязан будет вносить в него данные, если эти данные, наоборот, намереваются скрыть". Более правильным подходом в этом вопросе могло бы стать наделение АСВ полномочиями в части включения требований вкладчиков в реестр с презумпцией правоты вкладчика, отмечают эксперты. "Требования должны включаться в реестр безусловно, а судиться по поводу исключения требований из реестра можно было бы только по требованию АСВ,— полагает исполнительный директор юридической компании Heads Consulting Никита Куликов.— Это позволит переложить судебное бремя с вкладчика на АСВ и повысить ответственность регулятора в вопросе надзора за функционированием банковской системы".