Экономика России переживает пору цветения. И это не просто лето, а самый прекрасный период — белые ночи! Все, что может расти, растет, а что не может расти — хотя бы держится на прежнем уровне, радуя глаз и инвесторов.
Если сравнивать экономический цикл в России с временами года, то прошлый, 2016-й, год был, скорее, зимой, а теперь наступила весна. Доклад с названием «Россия — белые ночи» представил главный стратег и глобальный руководитель аналитической группы швейцарского банка Julius Bar Кристиан Гаттикер-Эрикссон. Ситуация в экономике стабилизируется не только для России, но и для всего мира. Если посмотреть на индексы деловой активности (PMI), то в 2015–2016 годах они снижались, и это происходило во многих других странах. Но в России эта особенность ярче выражена из-за зависимости страны от сырьевого сектора. Свое видение мировой экономики Кристиан Гаттикер-Эрикссон изложил в прогнозе по финансовым рынкам на лето 2017 года на встрече с прессой 31 мая 2017 года.
До конца 2017 года экономическая ситуация будет стабильной
Сейчас аналитики банка Julius Bar видят существенное улучшение ситуации в экономике России, что признают довольно необычным явлением. Восстановление деловой активности в стране будет непростым, поскольку российской экономике нужно многое наверстывать, уверен аналитик. Он ожидает, что восстановление экономики, возможно, будет идти не теми же темпами, как в первой части этого года, но и до конца 2017 года экономическая ситуация будет стабильной.
Что касается российской валюты, то главный враг рубля — отток капитала, который происходит во времена политических и экономических кризисов. Так было во время рецессии 2015–2016 годов. Но сейчас видно, что суммы оттока сокращаются и ситуация стабилизируется. Кроме того, в отношении заработанных долларов США Россия остается нетто-экспортером, и таким образом у рубля есть хорошая поддержка, поскольку Россия экспортирует много сырьевых товаров.
Если у российских производителей сырья и будут проблемы в связи со снижением прибыльности, если цены на нефть будут оставаться в диапазоне $45–50 за баррель, ситуация для них не будет критичной
«Мы полагаем, что рубль будет стабильным. В прошлом декабре мы говорили, что если курс доллара опустится ниже 61 рубля за $1, то рынок для рубля станет растущим, „бычьим”. Именно это и произошло в начале 2017 года. Теперь ситуация изменилась, и мы считаем, что если курс дойдет до отметки в 62,5 рубля за $1, то это станет концом „бычьего” рынка»,— сообщил эксперт. В остальном аналитики банка считают, что российская валюта будет стабильна, и возможно даже будет укрепляться, особенно на фоне укрепления глобальной экономики.
Это, в свою очередь, может создать проблемы для сырьевого сектора, поскольку если смотреть на динамику цен на нефть и рубля, можно отметить, что если рубль будет укрепляться, а цены на нефть будут оставаться прежними, то прибыльность некоторых производителей будет снижаться.
Таким образом, если у российских производителей сырья и будут проблемы в связи со снижением прибыльности, если цены на нефть будут оставаться в диапазоне $45–50 за баррель, ситуация для них не будет критичной.
Куда инвестировать средства?
Некоторые клиенты банка рассматривают Россию в контексте БРИКС, в связи с чем встает вопрос: какая из стран БРИКС наиболее привлекательна на данный момент для инвестиций? «В целом мы склоняемся в сторону азиатских экономик, но если рассматривать другие развивающиеся рынки БРИКС, то с точки зрения фундаментальных факторов фаворитом является Россия»,— уверен Кристиан Гаттикер-Эрикссон. Если смотреть на рост ВВП, то Россия находится в позитивной зоне. Так, например, дефицит государственного бюджета у России — всего лишь 4%, что довольно низкая цифра по сравнению с другими странами. Для примера: в Бразилии дефицит составляет 9% бюджета. Поэтому, если сравнивать Россию с Бразилией, то ВВП Бразилии по-прежнему сокращается, а платежный баланс остается в негативной зоне.
Российские активы выглядят недооцененными, если смотреть на фондовый рынок
Если смотреть на фундаментальные факторы, то становится очевидным выбор в пользу России, если инвестор хочет получить доступ к сырьевому сектору, развивающимся рынкам и в особенности к возможности проводить операции carry trade, получая выгоду от разницы в доходности по сравнению с другими регионами, где доходность на уровне нуля и ниже.
Российские активы также выглядят недооцененными, если смотреть на фондовый рынок. По-прежнему сохраняются проблемы, связанные с доверием инвесторов и настроениями на рынке, и некоторые инвесторы продолжают осторожно относиться к России, несмотря на улучшение фундаментальных показателей в стране.
Нефть
Аналитики банка полагают, что на данном этапе цена на нефть будет оставаться в диапазоне $45–50 за баррель.
Если цены на нефть достигнут $60 за баррель, то аналитики видят вероятность того, что новые проекты добычи сланцевой нефти в США получат финансирование
Цена на нефть больше не определяется в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Цена сегодня определяется производителями сланцевой нефти и газа, которые смогли сохранить объемы производства и даже в некоторых случаях их увеличить в период очень сложной ценовой ситуации на рынке энергоносителей. При этом глобальный спрос на нефть до сих пор на очень хорошем уровне: Китай, например, никогда не импортировал так много нефти, как в последние несколько месяцев.
Глобальная экономика растет. Однако если цены на нефть достигнут $50–55 за баррель, производители сланцевой нефти и газа откроют краны на своих скважинах и просто продолжат качать нефть, поскольку это будет очень выгодно для них. А если цены на нефть достигнут $60 за баррель, то аналитики видят вероятность того, что новые проекты добычи сланцевой нефти в США получат финансирование. Это те факторы, которые и будут держать цены на нефть в ближайшие два-три года ниже $60 за баррель. «Многие американские аналитики прогнозируют, что цены на нефть поднимутся выше $60, но мы не видим таких перспектив, исходя из фундаментальных факторов. На рынке слишком высокое предложение. Да, спрос также высок, но, на наш взгляд, этого недостаточно, чтобы цены выросли»,— заявил Кристиан Гаттикер-Эрикссон
Поэтому эксперт полагает, что на рынке нефти установится баланс: производители будут добывать нефть и получать приличный доход при ценах на уровне $45–50. Однако начнется ли новый инвестиционный цикл где-то вне территории Северной Америки, за пределами США? Этого никто предсказать не может.