Портал Banki.Ru в ходе круглого стола, в котором приняли участие «ученые мужи» финансового рынка и банкиры, попытался ответить на вопрос — нужна ли экономике страны и банковской системе девальвация отечественной валюты. Мнения выступающих сошлись лишь в одном вопросе — курс рубля будет снижаться до конца года, и доллар дойдет «рублей до 65».
Круглый стол по теме «Девальвация рубля — риски для экономики, риски для банков» состоялся 8 июня 2017 года в отеле «Метрополь» в Москве. Модератор заседания круглого стола, глава Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков отметил, что несмотря на провозглашенный Банком России тренд на дедолларизацию финансовой системы страны, до сих пор 25-30% активов наших банков номинированы в иностранной валюте.
Опасность для финансовой системы заключается в том, что благодаря высокой ставке ЦБ на отечественный рынок государственного долга пришли большие объемы иностранного спекулятивного капитала
И до сих пор не понятно, что такое девальвация для страны в макромасштабе — возможность для роста промышленности, или беда для населения.
Девальвация рубля происходит ежедневно, иногда на 1-2 копейки в день, а временами на 20-30, отметил заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко. Опасность для финансовой системы заключается в том, что благодаря высокой ставке Центрального Банка на отечественный рынок государственного долга пришли большие объемы иностранного спекулятивного капитала. И когда начнется отток этого капитала — тогда и объем активов в банковской системе тоже схлопнется. По мнению Корищенко, цена на нефть и спекулятивные деньги — это залог того курса рубля, который мы сейчас имеем. Приток средств иностранцев на рынок госбумаг уже остановился — это видно по сбоям в размещении облигаций Минфином на недавних аукционах, поэтому и девальвация рубля неизбежна.
Для притока в России средств иностранных инвесторов в нашем государстве должна быть два фактора — низкая инфляция и хороший инвестиционный климат
Василий Солодков, директор банковского института Высшей школы экономики, сообщил, что есть две популярные точки зрения на то, какой должна быть валюта любой страны — сильной или слабой. Первая точка зрения гласит, что государство должно регулировать валютный курс и валюта должна быть слабой. Вторая точка зрения заключается в том, что курс должен сам себя регулировать. Но для притока в России средств иностранных инвесторов в нашем государстве должна быть два фактора — низкая инфляция и хороший инвестиционный климат. Над снижением инфляции работает Центральный банк, и делает это пока весьма успешно. Но вот инвестиционный климат в России был всегда плоховат, а сейчас он еще и ухудшается. А принцип импортозамещения, на который сделала ставку наше правительство, не может быть успешным — об этом говорит весь опыт существования СССР и стран пост-советского пространства. «И если право собственности у нас нарушается, то никаких долгосрочных инвестиций в России не будет, несмотря на низкую инфляцию», — резюмировал Василий Солодков.
«И в этой ситуации постоянных переломных траекторий нет балансирующего курса Банка России, который привязывал бы ставку ЦБ к реальной экономике»
Главный аналитик Росбанка Евгений Кошелев напомнил, что мы живем в ситуации неопределенности — что же делать с курсом — со стороны Банка России. Так, в 2014 году ЦБ отошел от политики поддержания курса, в 2015 году регулятор наращивал золото-валютные резервы, а теперь сигналы ЦБ рынку не очень ясны. Кошелев считает, что реакция Банка России на внешние риски всегда запаздывает. Если ЦБ сейчас будет проводить девальвацию и держать курс доллара выше 60 рублей, например, если нефть упадет ниже $ 40 за баррель, и carry-trade развернется, то это тоже будет поздняя реакция на изменения расстановок сил на рынке.
Кроме того, полагает Кошелев, крепкий курс — это предпосылка для надувания нового пузыря на рынке недвижимости и застоя в производстве определенных товаров внутри России. «И в этой ситуации постоянных переломных траекторий нет балансирующего курса Банка России, который привязывал бы ставку ЦБ к реальной экономике», — считает аналитик.
В итоге мнения всех выступающих сошлись на том, что курс рубля будет ослабевать, и к концу года доллар будет стоить примерно 62-65 рубля. «Хорошо, что не 80, как мы это видели в конце 2014 года», — резюмировала главный редактор Banki.Ru Наталья Романова.