дефолта заниматься реструктуризацией долга по ГКО поручили Златкис. Она работала в составе разных рабочих групп по проведению переговоров с инвесторами, владельцами ГКО, договариваясь о реструктуризации российского долга.
Уход в Сбербанк
После распада СССР Златкис перешла в новое ведомство, которое появилось на базе союзного Минфина. Из-за преимущественно женского состава его прозвали «бабским министерством».
Пять лет, начиная с 1993 года, Златкис руководила департаментом ценных бумаг и финансового рынка Минфина
— Белла Ильинична не очень любила общаться с коммерческими структурами, разными банками, компаниями. Она любила работать в тиши кабинета наедине со своим большим компьютером. Там она ежедневно следила за какими-то котировками, спрэдами и циферками. Попасть к ней на встречу какому-нибудь банкиру или коммерсанту было почти невозможно, — пишет в книге «Как это было у меня. 90-ые» банкир Сергей Васильев.
Пять лет, начиная с 1993 года, Златкис руководила департаментом ценных бумаг и финансового рынка Минфина. Потом — после дефолта 1998-го — возглавила департамент управления государственным внутренним долгом.
Об обрушении рынка ГКО Златкис предпочитает не вспоминать.
— Я многие годы просто не позволяла себе думать об этом. У меня было такое ощущение, будто я всем кругом должна. Я смогла спокойно вздохнуть, только тогда, когда мы начали делать регулярные выплаты по нашим долговым обязательствам, — говорит она.
С 2000 года Белла Ильинична стала замминистра финансов.
— Я решила, что уйду из Минфина, как только погашу последний долг. Эту каторгу я больше не выдержу, — вспоминает Златкис о том времени.
Надеюсь, буду им очень полезна, — комментировала Белла Ильинична смену работы
Последние бумаги, на которые были обменяны ГКО, оплатили в 2004 году. И тогда же Златкис впервые покинула Минфин. Она перешла в Сбербанк, став зампредом крупнейшего банка страны.
— Для меня много значит то, с кем я буду работать. Команду Сбербанка я хорошо знаю: много лет курировала его еще в советские времена, не первый год являюсь членом наблюдательного совета банка. Надеюсь, буду им очень полезна, — комментировала Белла Ильинична смену работы.
Муж
Муж Беллы Ильиничны — латыш. Для него очень важна семья, а самой главной задачей своей знаменитой жены он считает прополку грядок на даче.
— Честно признаюсь, что муж никогда нормально не реагировал на мои поздние возвращения домой. Но определенное понимание у него, думаю, все-таки есть, раз мы до сих пор вместе. Мы неплохо существуем, несмотря на то, что он чрезвычайно ворчливый. В нашем возрасте любовь — достаточно странная вещь. Но наши отношения не изменились с тех пор, когда нам было по 30 лет. Семья — это святое. Мне многие не верят, но я всегда готовлю сама. В моем доме никто никогда не готовил, кроме меня, — рассказывает Златкис.
Дочь
Дочери Златкис — Светлане Берман — сейчас чуть больше 30 лет. Она работает в ЮниКредит Банке.
— В декрете я сидела с упоением. Потом уже мы нашли пожилую няню, которая прожила в нашей семье 14 лет. Домработницей, скорее, я у нее была: готовила, подлизывалась, терпела все ее строгости. Она за это берегла Свету как государственную границу, — делится Белла Ильинична.
В воспитании Златкис придерживалась принципа «не пережми». Например, если требовать от малыша самозабвенно учить иностранные языки, можно ничего не добиться. Белла Ильинична спрашивала ребенка о том, чем ему было бы интересно заниматься, на этих предметах и делали акцент. Такой подход дал хорошие результаты.
— В 17 лет Света поехала на полтора месяца учить язык в Англию. Причем, не в Лондон, а туда, где вокруг не было ни одного русского человека. По возвращении она стала взахлеб читать книги на английском, только на английском смотреть фильмы. Сейчас она выучила уже четвертый иностранный язык, — говорит Златкис.
Любовь к цветам
Раньше я выращивала овощи и фрукты, а сейчас розы
Любимый цветок Беллы Ильиничны — орхидеи. Она сама сажает их на даче. Долго не могла понять, почему они у нее не цветут. Потом прочитала книгу «Выращивание орхидей в необычных условиях». Оказывается, им был нужен стресс. Без него орхидеи цвести отказываются. Было найдено решение и с сопротивляющимся гибискусом, который тоже в итоге стал цвести (оказалось, что это растение надо накрывать голубым пакетом).
— Раньше я выращивала овощи и фрукты, а сейчас розы. Цветут со страшной силой! Правда, муж розы не одобряет, потому что их нельзя съесть, — шутит Златкис.
Книги
Белла Ильинична называет себя книгочеем. Она почти не смотрит телевизор, но очень много читает, причем некоторые книги перечитывает по многу раз. Любимые авторы — Ильф и Петров, О’Генри, Булгаков. Но не классикой единой.
Самое дорогое, что есть у людей, — это время и жизнь
— Я спать не лягу, пока не прочитаю что-то новое о каком-нибудь финансовом инструменте, о том, что происходит в мире. Вот пришла я пусть даже в полночь, сделала что-то дома, с мужем поговорила, но мне все равно нужно почитать. Несмотря на то, что в моем возрасте это уже можно не делать. Все книги о финансовом менеджменте — они не только о менеджменте, а об образе мышления, об образе жизни. Финансовый бизнес приучает мыслить рационально, экономить энергию. Экономят же не только деньги. Самое дорогое, что есть у людей, — это время и жизнь, — напоминает Белла Ильинична.
При подготовке материала использовались фрагменты публикаций изданий «Ведомости», «Известия», «Профиль», , Finparty, Forbes, книги Сергея Васильева «Как это было у меня. 90-ые».
Фото: Владимир Шахиджанян